Как узнать авангардиста. Чек-лист
18 декабря 1912 года в России вышел первый поэтический сборник футуристов, или будетлян, «Пощечина общественному вкусу». В него вошли сочинения Хлебникова, Кандинского, Лившица и Маяковского — тех, кого позже начнут называть «авангардистами». Для проекта «Азбука российской культуры» «Сноб» подготовил чек-лист, который поможет разобраться, чем авангард и авангардисты отличаются от других направлений в литературе и искусстве и их представителей.
Авангардисты демонстративно отторгают и не принимают прежние каноны искусства
В начале XX века в русском искусстве окончательно сформировался целый ворох новых течений, которые историки и искусствоведы со временем объединят под общим термином «авангард». В буквальном переводе с французского это значит «передовой отряд» — те, кто идет впереди всех и первым вступает в бой.
Конечно, сами авангардисты так себя не называли. Каждое из многочисленных направлений и объединений имело собственное звучное название: будетляне, всечество, лучизм, конструктивизм, супрематизм и прочие «-измы» и «-ане». Общий же термин «авангард» в России впервые употребил в 1910 году знаменитый художник Александр Бенуа. Правда, сделал он это с иронией. Бенуа написал рецензию на выставку Союза русских художников, в которой разделил всех участников на авангард, центр и арьергард. Себя и своих друзей из объединения «Мир искусства» он зачислил в центр, а в авангард отправил некоторых молодых живописцев, слишком далеко ушедших по пути разрушения принятых в живописи норм. Слово «авангард» забылось почти на полвека, но Бенуа попал в яблочко. После Второй мировой термин прочно вошел в употребление, а главным отличительным признаком авангардистов стало считаться максимально громкое и эпатажное разрушение привычных норм и устоев.
Дело в том, что ни одна другая классификация не может внятно объяснить, что же такое авангард. Возьмем, к примеру, живопись. Экспрессивные абстракции Кандинского, супрематизм Малевича и в то же время Гончарова, Ларионов, Шагал. Все это авангард, хотя в одном случае мы видим абсолютно беспредметный мир, а в другом — мир вполне себе узнаваемый. Единственное общее — эпатаж и яростное разрушение традиций.
Экспериментируют с формами, используя новые приемы и средства
Первая значимая выставка, а после и объединение художников-авангардистов, называлась «Бубновый валет». И это был определенно вызов обществу! До революции 1917 года бубновыми тузами называли каторжников из-за характерного ромба, который пришивали к их робам. А валет, младшая карта, в сочетании с каторжной бубновой мастью означал мошенника и плута. Кстати, другое крупное и громкое объединение художников называлось «Ослиный хвост» — тоже не слишком возвышенно.
В то время мужской костюм был максимально стандартен: брюки, сюртук, жилет и обязательно головной убор. Отклонений не допускается. Маяковский же ходит в разноцветных кофтах, Бурлюк — в цилиндре из черного шелка, с серьгой в ухе и расписанной щекой, Хлебников — с деревянной ложкой или редиской в лацкане пиджака. В них тычут пальцем, вызывают полицию и закатывают истерику. То что надо! В 1913 году будетляне проводят яркий перфоманс в самом модном месте дореволюционной Москвы — на Кузнецком мосту. Отлично понимая, как работают медиа, они звонят в газеты, которые присылают репортеров и фотографов. Позируют, гуляют по Москве в эпатирующих публику нарядах и с рисунками на лицах.
В том же году «Союз молодежи» устроил в Петербурге два диспута: «О современной живописи» и «О современной литературе». Алексей Крученых вспоминал, что на первом диспуте Малевич, был резок и бросал такие фразы: