Интервью с Николаем Изволовым о реставрации фильма «История гражданской войны» Дзиги Вертова
13 октября в прокат выходит ранее утраченный фильм Вертова, который год назад восстановил киновед Николай Изволов. Премьера картины состоялась на голландском фестивале документального кино, и потом она объездила весь мир. Специально для «Сноба» Дмитрий Елагин поговорил с ученым о культурной, художественной и исторической ценности восстановленного фильма.
Почему ваша реставрация фильма «История Гражданской войны» — это событие мирового масштаба?
Здесь сошлось сразу несколько интересных факторов. Первый: Дзига Вертов — самый известный и влиятельный в мире режиссер документального кино, с ним может побороться только британец Роберт Флаэрти. Второй: его лента посвящена последствиям революции, изменившей судьбы многих людей и стран. Третье: это большая находка для киноискусства — картина пропала более 100 лет назад, ее размонтировали на едва опознаваемые кадры и использовали для других документальных фильмов. Пройдет время, «История гражданской войны» перестанет быть сенсацией, но уже никуда не исчезнет, произведение останется невероятным свидетельством ушедшей эпохи, с его помощью ученые смогут сравнить написанное в книгах и сфотографированное с реально запечатленным на кинопленку. Поэтому реставрация «Истории Гражданской войны» важна как для обывателя, так и для научного сообщества.
До Второй мировой войны камеры были тяжелыми, их заранее устанавливали для съемок. Поэтому мне кажется, что в фильме некоторые сцены срежиссированы, и иногда люди знали, что их поймали в объектив. «История Гражданской войны» отражает реальность тех дней или, скорее, манипулирует действительностью?
Подтекст вашего вопроса в том, что настоящее изображение реальности дает только сиюминутная камера, которая вторгается вглубь жизни. Но именно Дзига Вертов был тем самым человеком, который впоследствии предложил подобное препарирование действительности. До него почти все снимали официальные мероприятия и события, имеющие точное место и время. Вертов же препарировал жизнь с этой тяжелой камерой (комплект мог весить семнадцать килограмм), со своими операторами проникал в места, где никто до него не снимал.
Происходящее перед объективом в «Истории Гражданской войны» — это реальная жизнь, схваченная в ее подлинности. Даже если люди оборачивались, слыша характерный треск, они зачастую не были готовы увидеть его и не понимали, что такое киноаппарат. Сейчас это может показаться постановочным, но тогда это и было приметами настоящей жизни. В случае с картиной Вертова мы не смотрим научно-популярный фильм про Гражданскую войну, — это авторское кино, где режиссер запечатлел события и сложил их, как смог. Это его личный опыт, его стремление к созданию новой поэтики и первый в мире выход к реальности при помощи киноаппарата.
Насколько я знаю, Дзига Вертов сам не снимал ранние фильмы, а посылал в экспедиции операторов. Расскажите, как создавалось такое кино?
Операторы выезжали на фронт и привозили в Москву материал. Потом Вертов вместе с монтажницами собирал из него киноленту. Он использовал эту структуру производства и в 1918 году, и в последующих работах.