«Ты наступил мне на ботинок»: что и почему носит Чедвик Боузман и другие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»
«Ма Рейни: Мать блюза» — биографическая драма, ставшая еще и последним фильмом Чедвика Боузмана, — претендует на «Оскар» в 5 номинациях, в том числе за дизайн костюмов. Рассказываем, как художнице Энн Рот удалось воссоздать настоящую моду двадцатых и раскрыть характер каждого героя одним-единственным комплектом одежды.
Жаркий летний день 1927 года, Чикаго, легендарная исполнительница блюза Ма Рейни вместе со своим ансамблем приезжает в студию звукозаписи для работы над новой пластинкой. Один из членов ансамбля — молодой трубач Леви Грин — написал новую аранжировку популярной песни Black Bottom, которую исполняет Ма, и продюсер настаивает на том, чтобы записать именно ее, но певица противится. Амбиции Леви, упрямство Ма Рейни, конфликты с белыми продюсером и менеджером — не только профессиональные, но и расовые, — вокруг этого и строится фильм. И несмотря на то, что он носит название «Ма Рейни: Мать блюза», самой Ма Рейни в исполнении Виолы Дэвис посвящено не более трети фильма, а главным драматическим героем как раз становится Леви, которого играет Чедвик Боузман.
Прибывая в Чикаго, Леви первым делом идет в магазин за парой новых ботинок — золотисто-желтых брогов из плотной лаковой кожи. Ботинки стоят 11 долларов, четыре из которых он выигрывает накануне у коллеги по ансамблю, но все равно покупка остается почти непозволительной роскошью — это половина гонорара трубача. Он отчаянно хвастается покупкой перед товарищами, несмотря на их подколки и усмешки, и ревностно защищает ее: когда один из музыкантов наступает на ботинок, Леви устраивает скандал.
Леви — нигилист с печатью травмы, как личной, так и коллективной: на дворе двадцатые, и темнокожим в Америке приходится, мягко говоря, непросто. Начищенные щегольские ботинки служат ему своеобразной защитой, броней, которую он выставляет между собой и миром, дополняя едкими шутками и фразами про то, что никто ему не указ. Своя «броня» есть и у самой Ма Рейни: несмотря на изнуряющую жару летнего Чикаго, в решительные моменты она кутается в меховую горжетку, чтобы подчеркнуть статус и исключительность вопреки «цветному» происхождению.