Как DOXA прошли путь от паблика до «главного медиа студенческой солидарности»

ForbesОбщество

«Будут пугать молодых»: как DOXA стала главным студенческим СМИ в России, а ее редакторы попали под статью

Ксения Демидкина

Редактор студенческого журнала DOXA Владимир Метелкин. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

За четыре года существования журнал DOXA стал рупором студентов, недовольных преподаванием в вузе, подвергшихся харассменту и задержанных на протестных акциях. 14 апреля в редакции журнала и квартирах четырех его редакторов прошли обыски, журналистов обвинили в вовлечении несовершеннолетних в митинги. Forbes рассказывает, как издание прошло путь от гуманитарного паблика до «главного медиа студенческой солидарности» и почему его редакторы стали фигурантами уголовного дела.

«Я спал час и очень плохо соображаю на данный момент. В ближайшие часы мы умираем [из-за большого объема работы], честно говоря», — признается в беседе с Forbes редактор журнала DOXA Мстислав Гривачев. Причина — в работе в усеченном составе и обилии новых задач в рамках кампании в поддержку редакторов журнала Владимира Метелкина, Аллы Гутниковой, Армена Арамяна и Натальи Тышкевич.

Утром 14 апреля сотрудники Следственного комитета России (СКР) провели обыски в редакции DOXA, дома у четверых редакторов, а также у родителей Гутниковой и Арамяна. В ходе обысков у журналистов изъяли технику, также к ним не допустили адвокатов.

Всем четверым редакторам предъявили обвинение по статье 151.2 часть 2 («Склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий») за видеоролик, опубликованный 23 января. В нем журналисты DOXA говорили, что угрозы руководства вузов отчислить студентов из-за участия в несанкционированных акциях в поддержку политика Алексея Навального незаконны. Издание удалило ролик по требованию Роскомнадзора, но в материалах текущего дела запись все же есть, рассказал «Коммерсанту» адвокат группы «Агора» Леонид Соловьев, который представляет интересы редактора Армена Арамяна.

Позднее в тот же день, 14 апреля, Метелкина, Гутникову, Арамяна и Тышкевич отвезли в Басманный суд, где им избрали одинаковые меры пресечения в виде запрета определенных действий на два месяца. Журналистам запрещено выходить из жилого помещения с 00:00 до 23:59, общаться с любыми людьми, кроме родственников, адвоката, сотрудников следствия и контролирующего органа, а также пользоваться интернетом.

Проводники новой этики

Журнал DOXA появился в феврале 2017 года. Его придумали четыре студента факультетов культурологии и философии Высшей школы экономики (ВШЭ), включая обвиняемого Армена Арамяна, рассказывал он сам в интервью TJournal (к середине 2019 года из первоначального состава основателей в DOXA остался только он). Название DOXA с греческого переводится как «мнение». «Идея журнала была в том, что у студентов нет голоса, они не могут высказываться, [и это надо изменить]», — объяснял Арамян.

Журнальные материалы публиковали на сайте, созданном на онлайн-конструкторе Tilda. Поначалу, по словам Мстислава Гривачева, журнал «был узок в своей тематике»: уделял много внимания проблемам гуманитарного знания, публиковал переводы академических книг и статей на культурологические и философские темы. Но авторов волновали и более насущные темы: например, в марте 2017-го DOXA писала о том, что в общежитиях ВШЭ ввели обязательную авторизацию при подключении к Wi-Fi, что предположительно могло позволить вузу следить за студентами.

Журнал получил статус студенческой организации, что давало возможность использовать аудитории ВШЭ во внеучебное время, чтобы приглашать спикеров и проводить мероприятия, рассказывает Гривачев. Также этот статус подразумевал ежегодные гранты в 10 000 рублей. Кроме того, студенческие организации могли презентовать перспективные идеи комиссии вуза и получить грант размером до 200 000 рублей. По словам Гривачева, DOXA получала такой грант: «Администрация вуза никак не показывала, что наша деятельность ей в чем-то не нравится».

В 2018 году повестка DOXA изменилась: журнал стал активнее публиковать расследования. «У нас появились материалы, которые затрагивали университет — прежде всего ВШЭ», — вспоминает Гривачев. «В какой-то момент мы поняли, что это [политика и активная гражданская позиция] незанятая ниша, что нам самим не хватает медиа, где люди нашего возраста, статуса, даже не [только] студенты, [но и сотрудники университетов] могут высказывать свою позицию о том, что происходит в университете», — объяснял смену концепции Арамян. «Нужен был рупор, который мог бы передавать, что студентам что-то не нравится», — вторила ему еще один редактор DOXA Анастасия Николаенко.

Ставка на расследования сработала. По словам Николаенко, первые несколько критических статей обсуждал весь факультет гуманитарных наук ВШЭ, и DOXA закрепил свой статус «скандально-политического студенческого медиа».

Особенно сильный резонанс вызвала статья о харассменте в ВШЭ, рассказывает Гривачев. DOXA рассказала о том, как преподаватель факультета экономических наук ВШЭ Сергей Володин, номинированный на внутриуниверситетскую премию «Золотая Вышка», завязывал неформальные отношения со студентками. После выхода этой статьи началась «очень жесткая дискуссия вокруг DOXA, в том числе со стороны администрации», вспоминала сотрудница DOXA Екатерина Кузина. Членов редакции вызвали на встречу с проректором ВШЭ Валерией Касамарой, затем состоялось экстренное собрание специальной этической комиссии, где постановили, что «никакого харассмента просто не было», рассказывала Наталья Тышкевич.

История в итоге ничем не закончилась, но, по словам Арамяна, запустила активное обсуждение среди студентов и преподавательниц. «[После этой статьи] нас начали узнавать, у нас появились свои источники в разных вузах, и мы начали расти», — говорит Гривачев. После публикации о харассменте в вузе DOXA стала ассоциироваться с «проводником новой этики и попытками защитить угнетаемых и тех, у кого раньше не было голоса», говорит бывший преподаватель обвиняемых редакторов Егор Исаев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Башня Сююмбике и белокаменный Кремль: гид по главным достопримечательностям Казани Башня Сююмбике и белокаменный Кремль: гид по главным достопримечательностям Казани

Казань: куда стоит отправиться в первую очередь?

Forbes
Только вперед Только вперед

Медиум Алена Мельникова создает будущее гастрономического Петербурга

Собака.ru
Банкротство ИП: от долгов к новому старту Банкротство ИП: от долгов к новому старту

Как проходит банкротство ИП: от условий проведения процедуры до списания долгов

Inc.
10 странных деталей в известных фильмах, которые ты скорее всего пропустил 10 странных деталей в известных фильмах, которые ты скорее всего пропустил

Удивительные и внезапные детали в фильмах, которые ты точно не замечал

Maxim
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
Как забыть кота Как забыть кота

Шесть рабочих советов, как пережить потерю питомца

Maxim
«Без прошлого нет будущего»: чем живут и как работают самые перспективные молодые художники России «Без прошлого нет будущего»: чем живут и как работают самые перспективные молодые художники России

Молодые художники о первых продажах, выставках и смысле творчества

Forbes
Красная рука и Пиковая дама: кого мы боялись в детстве? Красная рука и Пиковая дама: кого мы боялись в детстве?

Признания читателей о тех, кто стал их главным детским кошмаром

Psychologies
Обзор TWS-наушников JAYS f-five и t-Seven: новинки из Швеции Обзор TWS-наушников JAYS f-five и t-Seven: новинки из Швеции

Обзор бюджетных наушников JAYS f-five и t-Seven с системой шумоподавления

CHIP
Полеты во сне и наяву. О книге Александра Соколянского «Театр+Театр=театр» Полеты во сне и наяву. О книге Александра Соколянского «Театр+Театр=театр»

Книга театрального критика Александра Соколянского «Театр + Театр = театр».

СНОБ
Радикально похудевшие! Преображения Бекхэм, Джоли и других звездных красоток Радикально похудевшие! Преображения Бекхэм, Джоли и других звездных красоток

Знаменитости, которые доказали, что излишняя худоба – не всегда к лицу

Cosmopolitan
Nitto Trail Grappler M/T. На дороге и в грязи Nitto Trail Grappler M/T. На дороге и в грязи

Обзор резины Nitto Trail Grappler M/T

4x4 Club
«Нобели. История моей семьи: династия ученых, инженеров, предпринимателей» «Нобели. История моей семьи: династия ученых, инженеров, предпринимателей»

Роль Людвига Нобеля в развитии транспортировки нефти в России

N+1
Орнитологи подтвердили первую в Европе смерть грифа от диклофенака Орнитологи подтвердили первую в Европе смерть грифа от диклофенака

Ранее от отравлений этим препаратом умерли миллионы грифов в Индии

N+1
7 фактов, которые мужчины должны знать о женщинах 7 фактов, которые мужчины должны знать о женщинах

Что женщины считают важным донести до мужчин

Men’s Health
Падающие башни России. Часть 1 Падающие башни России. Часть 1

Падающие башни России: Невьянская башня, башню Сююмбике и другие

Культура.РФ
Поймай меня, если сможешь Поймай меня, если сможешь

Вместе со специалистами разбираемся в том, что такое удача

Psychologies
«Живу с абьюзером, который употребляет наркотики, и не могу уйти» «Живу с абьюзером, который употребляет наркотики, и не могу уйти»

Я была виновата даже в том, что на меня кто-то из мужчин смотрит

Psychologies
Капсулы с ферментом помогли пластику разложиться Капсулы с ферментом помогли пластику разложиться

Поликапролактон с инкапсулированным ферментом можно разложить за 24 часа

N+1
«Корея — это не Ким Чен Ын»: как северокорейская беженка Джихён Пак стала британским политиком «Корея — это не Ким Чен Ын»: как северокорейская беженка Джихён Пак стала британским политиком

Джихён Пак бежала из Северной Кореи. Сейчас она начинающий британский политик

Forbes
Скипетры эпохи викингов пролежали в музее с середины XX века как остатки копья и жертвенный нож Скипетры эпохи викингов пролежали в музее с середины XX века как остатки копья и жертвенный нож

Ошибка реставраторов привела к неверной интерпретации артефактов

N+1
Взять под опеку Взять под опеку

Стоит ли в городе пользоваться средствами с SPF?

Psychologies
Запрет на поцелуи и кража еды: шокирующие методы воспитания детей в семьях звезд Запрет на поцелуи и кража еды: шокирующие методы воспитания детей в семьях звезд

Звезды удивят тебя своими принципами воспитания детей

Cosmopolitan
Жаришь или отжигаешь? Как знаки зодиака отдыхают на майских шашлыках Жаришь или отжигаешь? Как знаки зодиака отдыхают на майских шашлыках

Наш Магический шар рассказывает, как именно ты обычно отдыхаешь в праздники

Cosmopolitan
«Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях «Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях

Портфельные инвесторы все чаще обращают внимание на ESG-факторы

Forbes
Екатерина Скулкина, Джанет Джексон и еще 5 звезд, сбросивших десятки килограммов Екатерина Скулкина, Джанет Джексон и еще 5 звезд, сбросивших десятки килограммов

Семь знаменитостей, которые невероятно похудели

Cosmopolitan
Холодный синтез: самое известное физическое мошенничество Холодный синтез: самое известное физическое мошенничество

Так начался один из самых громких научных скандалов XX века

Популярная механика
Самые сомнительные сделки IT-гигантов Самые сомнительные сделки IT-гигантов

Сделки IT гигантов, которые и казались сомнительными, и являлись таковыми

Maxim
«Mersedes на детские деньги»: история самого многодетного отца России «Mersedes на детские деньги»: история самого многодетного отца России

Николай Стремский известен как глава огромного семейства

Cosmopolitan
Кто развивает BuildTech в России: кейсы Московского акселератора Кто развивает BuildTech в России: кейсы Московского акселератора

Строительство — одна из самых консервативных отраслей

Inc.
Открыть в приложении