Стоит ли свалить вину на коллегу и сохранить работу: отвечают Ницше, Макиавелли и Адам Смит
Как величайшие философы решали бы наши повседневные проблемы и отвечали на самые злободневные вопросы? Об этом — книга «Что бы сделал Ницше», выходящая в издательстве «Альпина Паблишер». Forbes Life публикует из нее главу
Итак, вы с сослуживцем попались. Просто небольшое нарушение правил компании — но достаточное, чтобы привести к неприятностям. Ваш начальник подозревает (и он прав, к слову), что вы и ваш коллега собирались провернуть за его спиной нечто серьезное, но доказательств у него нет. Вам обоим грозит увольнение. Однако вам начальник предлагает сделку: выдвиньте обвинения в грубом нарушении против вашего коллеги — и отделаетесь легким испугом. Откажетесь — тогда большие неприятности будут у вас самого.
Если вам нравятся фильмы про гангстеров, эта ситуация вам знакома. Полицейские поймали плохого парня и ведут переговоры с его адвокатом: обвинения будут сняты, если подзащитный назовет имена и будет свидетельствовать в суде. Выбор совершается между тем, чтобы сказать правду, поступив правильно и по закону, и верностью товарищам. Игра по правилам или воровская честь. И чисто практически необходимо взвесить, защитит ли полиция от возможной мести подельников.
Некоторые философы сказали бы: чтобы найти решение такой проблемы, надо перестать волноваться из-за вопросов морали и сконцентрироваться на собственных интересах. Например, Фридрих Ницше посоветовал бы забыть весь этот альтруистический вздор насчет верности и правила «поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой». Это, по его мнению, «рабская мораль»: этический кодекс, навязанный нам священниками, чтобы помешать нам преуспеть. Вы должны преодолеть свои сомнения и неуместные представления о морали, чтобы добиться успеха. И не думайте, что вам будет трудно порвать с идеями о добре и зле, которые в вас вдалбливали с рождения. Вы ведь уже скомпрометировали свою моральность, нарушив правила. Шагнув в мир за пределы добра и зла, вернуться назад нельзя. Вы должны быть верны самому себе, а не своему коллеге, начальнику или компании. Выберите лучший вариант из предложенных. Сдайте другого и живите дальше спокойно.
Как и ожидалось, точно такой же совет дал бы и Никколо Макиавелли. Мораль хороша в частной жизни, но здесь бизнес: либо ты, либо тебя. Как и вы, ваш коллега понимал, что стоит на кону, когда вы решили надуть компанию, и ему не следует жаловаться, если он получит по заслугам. Тем не менее никто не любит стукачей, и он может обозлиться. Прежде чем вы свалите вину на него, убедитесь, что начальник уволит его тихо и без проблем. Но если есть шанс, что ваш партнер по преступлению может вам отомстить, — возможно, лучше взять вину на себя. Жертва, но не из доброты. Страховка, скажем так. И кстати, он останется у вас в долгу.
Личная выгода
Впрочем, не все философы так безжалостны, как Макиавелли, и большинство из них смотрели бы на вашу ситуацию как на этическую проблему. Но Томас Гоббс (1588–1679) так же цинично отнесся бы к вашим мотивам. Он бы признал, что, хоть вы и можете притворяться, будто пытаетесь понять, какой вариант выбора морально правилен, на самом деле вы ищете лучшего только для себя. Такова человеческая природа. Именно потому, строго сказал бы он вам, у нас и есть правила и законы: не давать каждому просто брать себе то, что он может взять, невзирая на других. В разбираемом случае авторитетная фигура ваш начальник. Вы должны сделать именно то, о чем он вас попросит.