Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше
На минувшей неделе Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки — теперь максимальный штраф за это для юрлиц может составить 1 млн рублей. Ранее операторы связи внедрили совместную антиспам-систему, но спама в телефонных сетях меньше не стало. Аналитики говорят, что повышение штрафов не сработает, так как очень мало получателей незаконной рекламы готовы оформлять жалобы. Впрочем, по их мнению, совокупные меры по защите от спама работают все-таки эффективно: если бы их не было, то надоедливых звонков было бы гораздо больше.
Активность растет
Поправки в КоАП о штрафах за телефонный и интернет-спам президент подписал 6 апреля. Они предусматривают наложение взысканий за нарушение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (сети мобильной связи и фиксированной телефонии, включая мессенджеры), в размере 10 000-20 000 рублей для физлиц и 300 000-1 млн рублей для юрлиц. При этом бремя доказывания факта согласия получателя лежит на распространителе рекламы. Ранее штрафы составляли до 2500 рублей для физлиц и до 500 000 рублей для юрлиц.
Проблема телефонного спама для россиян стоит довольно остро: несмотря на меры по борьбе с ним, его количество не уменьшается. Согласно опросу TelecomDaily, 77,4% россиян получали звонки от спамеров. Каждый день россияне получают до 15 млн мошеннических телефонных звонков, включая звонки через мессенджеры, заявил заместитель председателя Сбербанка Станислав Кузнецов в феврале 2024 года на форуме «Кибербезопасность в финансах» в Екатеринбурге.
В «Вымпелкоме» (бренд билайн) отметили, что фиксируют значительный рост объема звонков от спамеров, в том числе с помощью автодозвонов. «Точно оценить долю таких звонков сложно, существенная их часть генерируется автоматизированными системами, что требует от операторов принятия эффективных мер противодействия подобным вызовам. Оператор с помощью ИИ анализирует трафик на предмет аномальной активности: всплеск звонков из нехарактерных локаций, звонки от отечественных номеров, находящихся за границей», — добавили в компании.
Активность спамеров за год выросла на 52%, поделились оценкой в «Мегафоне». Оператор также выявляет подозрительные вызовы с помощью аналитических алгоритмов и отсеивает их в автоматическом режиме. «Под блокировку оператором попадает наибольшая часть таких звонков», — заверили там.
Активнее всего через телефонные обзвоны продвигают свои услуги банки, микрофинансовые организации, стоматологические клиники, агентства недвижимости, коллекторы, салоны красоты и компании, которые предлагают заработок в интернете, перечисляют в МТС.