Трамплин для переезда: стоит ли проходить зарубежный акселератор и что иметь в виду
С ростом количества заявок российских предпринимателей на перевозку бизнеса в другую страну увеличилась и популярность зарубежных акселераторов. При этом вокруг последних продолжают бушевать споры. О том, какие ожидания от топовых мировых акселераторов вроде Y Combinator, Techstars или Alchemist оправданны, а какие — преувеличены, рассуждает Денис Ефремов, принципал венчурного фонда Fort Ross Ventures.
«Вы приняты в новый батч (набор. — Forbes)», — основатель стартапа, который получил такое письмо от акселератора, чувствует себя отлично. Теперь все проблемы решены: инвесторы будут ломиться в двери, клиенты — стопроцентно доверять всем продуктам компании, сотрудники — мечтать работать над стартапом, а имидж будет выше звезд. Это утрированно, но в общих чертах это то, чего обычно ожидают фаундеры стартапов от акселератора.
С обострением ситуации между Россией и Украиной тема попадания в зарубежные акселераторы стала еще более актуальной. В последние несколько дней число предпринимателей, желающих перевезти свой бизнес в другую страну, резко выросло. А акселератор — один из способов более мягкой релокации стартапа.
Но действительно ли иностранные акселераторы являются волшебными пилюлями для стартапа? Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрю самые распространенные ожидания стартаперов от акселерации за рубежом и прокомментирую, как обстоят дела на самом деле.
Ожидание-реальность
Акселератор помогает выйти на новый рынок
Действительно, попадая в хороший акселератор, например, американские Y Combinator или Techstars, вы получаете большой заряд «локальности» на новом для себя рынке. Не стоит ожидать, что это позволит вам привлечь большое количество местных клиентов, но вы точно повысите свои шансы. Многие предприниматели говорят: если вы хотите начать бизнес-релокацию в другую страну, то акселератор хороший способ.
Акселератор научит вас вести бизнес
Все зависит от вашего желания. В любом крупном акселераторе есть кураторы программ и есть менторы. Кураторы — общие, менторы — ваши. Акселератор работает в основном по принципу «то, что у вас получится взять самим, будет вашим». То есть ваши новые знания зависят от того, насколько вы проактивны и какие вопросы можете задать. Однако работать за вас никто не будет — вы получите рекомендации, разные полезные лайфхаки, но не более того.
Интересно, что сам по себе факт открытого общения с другими фаундерами помогает сравнивать свою динамику с ростом других компаний из набора, что в какой-то мере дает пользу. Вы получаете усредненный ориентир и понимаете, насколько ему соответствуете.
Предпринимателям стоит смотреть на портфель менторов и широту комьюнити акселератора. Многие основатели стартапов идут в акселератор за предпринимательским опытом, а получают экспертный, отраслевой.
Акселератор поможет привлечь клиентов
Есть акселераторы, которые прежде всего нацелены на то, чтобы помогать с привлечением клиентов. Например, Plug&Play. Однако в большинстве случаев это достаточно малая часть программ. Знакомят предпринимателей с клиентами немногие, зато бывают случаи, когда акселератор дает доступ к своему комьюнити текущим студентам и выпускникам и тем самым способствует продажам продукта внутри комьюнити. Такое, например, говорят про Y Combinator.