Тонкий вопрос: почему медики и ученые сомневаются в объективности индекса массы тела
Все больше врачей говорят о том, что высчитывать ИМТ (индекс массы тела) бесполезно и даже вредно: из рабочего инструмента для оценки здоровья ИМТ превратился в орудие фэтшейминга. Впрочем, это не значит, что наш вес вообще перестал интересовать официальную медицину
Несколько лет назад студенты пенсильванского колледжа Bryn Mawr получили массовую email-рассылку, после которой многие были вынуждены обратиться к психотерапевту. Молодых людей с индексом массы тела (ИМТ) выше 25 призывали принять участие в «групповой программе лечения ожирения» и «избавиться от вредного лишнего веса, пока не стало слишком поздно». При этом большинство адресатов до получения письма не жаловались ни на самочувствие, ни на свой внешний вид и не имели ни малейших признаков ожирения. Студенты написали возмущенное коллективное письмо — и директор колледжа публично перед ними извинился.
Это не первый случай, когда повышенный ИМТ становится причиной недоразумения. Так, пару лет назад 38-летняя афроамериканка Ахея Редд, страдавшая атипичной анорексией, была вынуждена платить $800 в месяц за услуги терапевта и диетолога. Получить лечение по страховке она не могла, так как ее ИМТ выходил за рамки официальной нормы: врачи рекомендовали для начала избавиться от лишнего веса. И это при том, что из-за расстройства пищевого поведения Редд и так почти ничего не ела.
Число подобных кейсов за последние годы все увеличивалось. И в июне Американская ассоциация врачей (AMA) выпустила революционное постановление, согласно которому ИМТ больше нельзя использовать как основной критерий для диагностики лишнего веса. «Этот показатель рассчитывается без учета расовой принадлежности, гендера, возраста и других факторов, а значит, его нельзя назвать персонализированным. Ставя диагноз «ожирение» только на основе ИМТ, мы ухудшаем качество медицинской помощи и можем невольно поспобствовать расизму и эйджизму», — cообщил экс-президент AMA Джек Реснек.
История вопроса
Формула и само понятие ИМТ были предложены в середине 19 века бельгийским социологом Адольфом Кетле. Его интересовали не столько вопросы здоровья, сколько евгеника: Кетле пытался определить параметры «идеального человека». Этот показатель (масса тела, поделенная на рост в квадрате) называли индексом Кетле до 1972 года, когда известный американский физиолог Ансель Кис впервые использовал термин ИМТ и назвал его «не до конца удовлетворительным, но подходящим критерием для определения лишнего веса». С 80-х годов ИМТ вошел в официальную практику ВОЗ: «эпидемия ожирения» среди белых обеспеченных граждан распространялась и требовала какого-то контроля со стороны здравоохранения. ИМТ позволял оценить соотношение веса и роста у среднестатического человека с пониженной физической активностью и обычным телосложением. ИМТ от 18,5 до 24,9 считается нормальным, от 25 до 29,9 указывает на лишний вес, выше 30 — на ожирение.
Действительно, массовое измерение ИМТ позволяет выявить определенные тренды на популяционном уровне. Так, мета-исследование 900 000 человек, результаты которого были опубликованы в журнале Lancet, показало, что смертность среди людей с ИМТ более 25 и менее 19 выше, чем при нормальном ИМТ 22-25. Кроме того, доказано, что глобально с увеличением ИМТ у населения растет риск сердечно-сосудистых заболеваний, 13 видов рака, диабета 2-го типа.