Среди антиквариата, талисманов и выкроек: где жили и творили дизайнеры высокой моды
Почему Коко Шанель не ночевала в своей квартире, где провел детство Кристиан Диор, что коллекционировала семья Эрмес и в каком интерьере работал Ив Сен-Лоран, — Forbes Life собрал восемь самых интересных музеев моды по всему миру
Апартаменты Коко Шанель
Многие заглядывали в бутик французского модного дома Chanel в Париже на улице Камбон, 31, открывшийся здесь еще в 1918 году, но не все знают, что над ним находятся апартаменты, в которых Габриэль Шанель работала и жила до самой своей смерти в 1971 году. Ведет в квартиру на третьем этаже винтовая лестница с зеркальными панелями на стенах, отражение в которых создает сюрреалистический эффект. Они были сконструированы так, чтобы Шанель могла сидеть на пятой ступеньке, оставаться невидимой для клиенток, собравшихся на показ коллекции дома на первом этаже, а сама — наблюдать за ходом дефиле в отражении зеркал.
При входе в квартиру гостей встречают высокие фигурки мавров, а двери, которые Шанель терпеть не могла за прозаичность, заменяют китайские, так называемые коромандельские ширмы XVII и XVIII веков, которые Габриэль коллекционировала с начала 1920-х годов — и в итоге собрала столько, что ими декорированы стены в гостиной, гардеробной и столовой.
Эклектичный интерьер квартиры полон множества декоративно-прикладных предметов и сохранился практически таким, каким он был при самом модельере. Практически каждая вещь в нем — венецианские зеркала, хрустальные люстры, золотые колосья, фигуры львов, ее знака зодиака, хрустальные шары для гадания или бронзовая рука работы Джакометти — хранит свою историю и отражает ту или иную страницу из биографии Шанель и ее страсть к символизму и эзотерике. Позолоченную раму одного из зеркал в гостиной венчает двуглавый орел — оно было приобретено под влиянием великого князя Дмитрия Павловича Романова, одного из возлюбленных Шанель.
При этом в квартире нет спальни, и это был принципиальный момент для хозяйки: здесь она работала и принимала гостей, а с 1934 года ночевала в расположенном напротив отеле Ritz, где за ней более 25 лет был забронирован сюит из трех номеров — здесь сегодня также организован музей. Модельер выходила из дверей своей квартиры и переходила на другую сторону улицы, чтобы войти в отель не с парадного крыльца. В 2013 году правительство Франции присвоило квартире Шанель статус исторического памятника. Музей на улице Камбон является частным, закрытым, попасть сюда можно только по предварительной договоренности с представителями модного дома.
Музей Hermes
В недрах флагманского бутика Hermes в Париже, на улице Фобур-Сент-Оноре, 24, на третьем этаже здания находится музей французского модного дома. Для рядовых посетителей он закрыт, попасть сюда можно только по личному приглашению или предварительной договоренности с сотрудниками бренда. Основой музея, который обосновался здесь в середине 1990-х годов, стала частная коллекция внука основателя фирмы Эмиля-Мориса Эрмеса, который из своих путешествий по миру начал привозить предметы, напрямую связанные с темой лошадей и выездки, — все-таки Hermes был основан в 1837 году как изготовитель седел и конской упряжи. Да и сегодня лошадь по-прежнему главный сюжет и символ Hermes. Поэтому в музее предостаточно тематических предметов — от старинных шпор из Европы, седел с Ближнего Востока до ярма из России, от детской лошадки-качалки императора Наполеона III до настоящего экипажа герцога Виндзорского. Лошади здесь повсюду — на картинах, на гобеленах, в скульптурах, впрочем, не только они. Особенно любопытна гравюра Альфреда де Дре XIX века с изображением запряженной коляски и ее владельца — в 1950-х годах это изображение стало логотипом Hermes.
По мере того, как расширялся ассортимент продукции Hermes, видоизменялся и круг интересов коллекционирования семейства Эрмес и Дюма, представителей владельцев дома. Постепенно в него входили самые разнообразные предметы аристократического и буржуазного быта, которые отличает большое мастерство изготовления и оригинальность идеи. Поэтому три комнаты этой бывшей квартиры семейства Эрмес с окнами на Фобур превращены в кунсткамеру: здесь можно увидеть трости и зонтики, гребни для волос и расчески для бороды, дорожные несессеры и шкатулки, бинокли и шахматы разных эпох, многие из них — многофункциональные предметы с дополнительными, «тайными» отделениями. При посещении музея нужно быть готовым к тому, что ради сохранности этого собрания артефактов в помещении поддерживается определенная температура, поэтому увлекательная лекция проходит при дефиците свежего воздуха.