«Теперь каждую таблеточку проверяю»: как Анастасия Нифонтова стала первой женщиной, покорившей «Дакар»
Перелом позвоночника в Африке, допинг-разборки с мельдонием и опасная встреча с грузовиком в песках — Forbes Life разобрался, что помогло мотогонщице Анастасии Нифонтовой стать первой женщиной в мире, проехавшей «Дакар» без помощи механиков
«Нет, это нереально». Такой была первая реакция мотогонщицы Анастасии Нифонтовой, когда ей предложили проехать «Дакар» в зачете Original, с которого когда-то и начиналось знаменитое ралли. Чтобы понимать: это те же 5500 км жесткого бездорожья за 11 дней, только без технической поддержки. Сломался мотоцикл — чинишь его сам, не можешь починить — заканчиваешь гонку. До 2019 года женщины в этом зачете никогда не выступали.
«Я неделю переваривала предложение своих партнеров, — рассказывает Анастасия. — И тут организаторы объявили, что гонка пройдет только по Перу, а это в основном песок. И я подумала, что, наверное, можно попробовать. Мне нравится ездить по песку, особенно по дюнам. Это как фрирайд, как американские горки — чистое удовольствие. Плюс на песке мотоцикл не так бьется, и его не надо каждый день отмывать. Но решающим фактором стала волшебная фраза кого-то из знакомых: «Да что ты думаешь-то? Слабо, что ли?» — «Неееет!»
Так Анастасия Нифонтова оказалась на старте ралли «Дакар-2019» в числе 32 участников зачета Original. И, кстати, была там не единственной женщиной — испанка Сара Гарсиа тоже решилась проехать по пустыням Перу без техподдержки, но не смогла финишировать. А Нифонтова заняла 9-е место в зачете Original и 62-е среди всех мотоциклистов.
«Главным было придерживаться тактики, — объясняет Анастасия. — Не гнать 170 км/ч, когда достаточно 150. Ехать очень внимательно. Когда солнце в зените, тени исчезают — и в песках становится гораздо сложнее ориентироваться. Думаешь, что впереди ровная дорога, открываешь газ, а там оказывается 10-метровый обрыв дюны. Так в основном люди и разбиваются. И даже если ты остался цел, но серьезно повредил мотоцикл, то для участника зачета Original это фактически конец гонки. Ремонтироваться придется всю ночь, а значит, следующий этап ты не проедешь — без сна это невозможно».
Одиночкам на «Дакаре» сна катастрофически не хватает. Гонка стартует рано утром и длится 10–12 часов, а за вечер нужно успеть обустроить ночлег (организаторы выдают палатку и компактный надувной коврик), поесть в столовой и привести в порядок мотоцикл: поменять масло, воздушный фильтр, проверить охлаждающую жидкость и т. д. Именно технической стороны Анастасия боялась больше всего. Перед «Дакаром» брала уроки у своего механика, а особо важные манипуляции записала на видео в телефон. «Все оказалось не так ужасно, — вспоминает Анастасия. — С дежурным осмотром/ремонтом я справлялась без проблем, а когда требовалась грубая мужская сила, чтобы поменять ведущую звездочку, например, звала соседа по зачету — это правилами не запрещено. Но возня с мотоциклом отнимала время. После гонки приезжаешь уставшей, хочется просто лечь и не двигаться,