Старые песни о главном: что происходит с музыкальной индустрией и почему выходит так много каверов?
Юные продюсеры выстреливают с новой версией хита нулевых, рэпер Молодой Платон и Instasamka отдают дань уважения Валерии, а мировой музыкальный рынок растет в основном за счет старых песен. Почему все так полюбили каверы и что это значит для индустрии? Рассказывает музыкальная журналистка Карина Бычкова.
Как каверы чувствуют себя в России
«Неистовый зверь — траблы, дым, адреналин / Моя колыбель, будто пустота внутри» — этим летом ремейк песни «Плохая девочка» группы «Винтаж» захватил российские чарты всех основных стримингов, одновременно оказавшись на первом месте «VK Музыки», Apple Music и «Яндекс Музыки». Как было дело: блогер и музыкант Травма опубликовал ролик в TikTok с переделанным треком в фонк-обработке, и спустя некоторое время солистка «Винтажа» Анна Плетнева записала видеоответ, где сказала, что, если под звуком с новой версией песни наберется 30 тыс. клипов, они выпустят трек на всех площадках. Долго ждать не пришлось: ролики снимали очень активно — и в конце июля песня вышла на стримингах, как мы уже знаем, порвав чарты. На официальном клипе же на новую «Плохую девочку» за месяц набралось почти 2 млн просмотров.
Любопытный факт: в 2009 году у группы «Винтаж» вышел сингл «Ева», который основан на семпле из композиции «Беги от меня» группы «Гости из будущего» и содержит в тексте аллюзии на упомянутую песню. Тогда песню хвалили — и за удачное переосмысление хита «Гостей из будущего», и за хорошую аранжировку. Музыкальный критик Николай Редькин называет выпуск этого сингла «чуть ли не переворотным моментом в восприятии поп-музыки 1990-х». Он отмечает, что тогда песня запустила целую ностальгическую волну: «Сейчас это довольно распространенный прием “одна песня в другой”, а тогда такая отсылка выглядела ну тоже чем-то фантастическим. Песня-воспоминание. Песня-цитата. Песня-сэмпл. Песня, берущая все хорошее из другой песни и добавляющая к ней много хорошего своего». По сути, сейчас история повторилась.
Еще один заметный привет из прошлого — трек «АР» современного рэпера Молодого Платона. Мотив его припева взят из песни Валерии «Часики», вышедшей 20 лет назад, но слова немного изменены:
Мальчиком своим, хоу, ты меня назови,
А потом обними, а потом обмани.
Мои Audemars Piguet смеются: «Тик-так».
Ни о чем не жалей и люби просто так.
Кстати, «Часики» регулярно переосмысляют. В 2018-м Егор Крид позвал Валерию исполнить припев из этой песни в его «Часиках». Также свой взгляд на этот хит был у рок-группы 20TOKENS (если судить по Spotify, это самый популярный трек коллектива, набравший почти 3 млн прослушиваний) и панков из «Наив».
Песни Валерии в целом откликаются современным артистам — в конце июля вышел трибьют, в котором приняли участие Instasamka («Маленький самолет»), Zivert («Рига — Москва»), МОТ («Ты где-то там»), Мари Краймбрери («Нежность моя») и другие исполнители. «Молодые, яркие, талантливые! Новое время рождает новых героев. Как здорово, что старые добрые песни продолжают жить», — писала Валерия после выхода релиза.
Выпуск трибьютов — также один из сохраняющихся трендов. За последние годы вышли альбомы-оммажи «Кино» («Мы вышли из “Кино”» в двух частях), Егору Летову («Без меня. Трибьют Егора Летова»), ДДТ («Территория ДДТ»), «Тату» («200 по встречной»), саундтрекам из дилогии «Брат» («Поколение Брат»), группе «Альянс» (Tribute), Булату Окуджаве («Булат 95») и кому только не.