Пассажир на гиперзвуке
Одной из премьер авиасалона в Ле-Бурже в этом году станет прототип Destinus 3 – первый в истории самолет, который обещает преодолеть скорость звука, используя чистое водородное топливо. Но это только начало. Разработчики новой модели ориентируются на куда более грандиозную цель – открыть эру пассажирских перелетов на гиперзвуке.
Коммерческие авиалинии начали перевозить пассажиров еще во время Первой мировой войны. Дистанции редко превышали сотню километров, но даже такой небольшой перелет помогал быстрее добраться до нужного места – например, если путь пролегал через Ла-Манш или залив Тампа, разделяющий города Тампа и Санкт-Петербург во Флориде. Появление турбореактивных самолетов позволило связать населенные пункты, разделенные тысячами километров. Дорога из Москвы до Петербурга (уже в России) сегодня занимает чуть больше часа, до Новосибирска – около четырех. Планета стала чуть меньше и доступнее для людей, но на этом прогресс притормозил.
Современные авиалайнеры доставляют пассажиров в самые далекие уголки Земли, переносят с континента на континент. Но и скорость жизни увеличилась: 14-часовой перелет из Европы в Юго-Восточную Азию или 20-часовой – в Австралию кажутся затруднительными для рядового путешественника. Попытки выпустить в дальние рейсы сверхзвуковые самолеты Concorde и Ту-144 обернулись множеством проблем, в итоге обе программы через несколько лет пришлось свернуть.
В частности, оказалось, что стоимость билетов делает их экономически невыгодными, а неизбежный шум звуковой ударной волны не позволяет двигаться самым коротким маршрутом, если только он не проходит над океаном.
Возможно, решить эти проблемы удастся, перейдя от сверхзвуковых скоростей сразу к гиперзвуковым, на уровень 5–6 М – более 6000 км/ч. Такую цель преследует стартап Destinus, исследовательские центры которого работают сразу в нескольких европейских странах. «Многие гранты, которые выдают государства Евросоюза, нацелены на внутреннее использование: где получил деньги, там их и надо потратить, – объясняет основатель Destinus Михаил Кокорич. – Поэтому процесс разработки разнесен по группам, находящимся в Швейцарии, Испании, Германии и т.д.». И действительно, не так давно испанское министерство науки выделило компании пару новых грантов на создание водородного двигателя, но с условием, что испытательная площадка для него будет возведена под Мадридом.
Без груза
Прежде чем спуститься на уровень пассажирской авиации, Михаил занимался более высокими сферами, космическими. Его стартап Dauria стал первой робкой попыткой создания в России частной компании – разработчика спутников. За Dauria последовало несколько сравнительно успешных стартапов за рубежом: Helios, AstroDigital, Momentus... «В какой-то момент мне стало ясно: главная проблема космоса в том, что все его рынки небольшие. В 2000-е мы сильно переоценивали их потенциал и скорость роста, – признается Михаил Кокорич. – Пока это крохи: спутниковая съемка – максимум пара миллиардов долларов, индустрия запусков тоже способна прокормить лишь нескольких лидирующих игроков». На этом фоне авиация показалась более привлекательной сферой с куда большими и реалистичными перспективами. «Первой нашей идеей стала перевозка грузов на гиперзвуковой скорости», – говорит Михаил. Концепция подразумевала, что летательный аппарат самолетного типа сможет подниматься в мезосферу, на высоту нескольких десятков километров, чтобы встречать меньше лобового сопротивления и развивать гиперзвуковую скорость. Шум от такой машины будет намного слабее, а возможность стремительно покрывать огромные расстояния позволит облетать континенты, не приближаясь к густонаселенным областям, и доставлять срочные грузы, в том числе дипломатическую почту и органы для пересадки. Однако вскоре стало ясно, что грузовые авиаперевозки не та область, где возможен прорыв. С точки зрения требований к сертификации и безопасности создание подобного лайнера сопряжено с теми же трудностями, что и пассажирского.