Завершается полувековая история производства Boeing 747

ТехИнсайдерHi-Tech

Короли небес

Текст: Алексей Синицкий

В первом квартале 2023 года ожидается поставка последнего Boeing 747-8F – самолет в грузовой модификации получит американская авиакомпания Atlas Air. Так завершается более чем полувековая история производства самого узнаваемого самолета в современной коммерческой авиации, который в обиходе называют Jumbo Jet («Реактивный толстяк»), а романтики именуют Queen of the skies – «Королева небес».

1960-е — золотой век мировой гражданской авиации. Реактивные пассажирские самолеты существенно увеличили дальность и скорость перевозок, а крейсерский полет на более высоких эшелонах позволил оставить внизу все грозы и прочие неблагоприятные атмосферные явления, снизив зависимость от погоды. При этом механизмы регулирования (и национальные, и международные) делали конкуренцию в данной сфере весьма условной, и авиация была высокодоходным бизнесом. К примеру, в США до дерегулирования 1978 года тарифы устанавливались так, чтобы при загрузке свыше 55% прибыль составляла 12%. По нынешним временам доходность 3–5% при загрузке под 90% считается очень хорошим результатом. Все это позволяло авиации оставаться элитным видом транспорта – с ресторанным обслуживанием на борту и стюардессами с внешностью фотомоделей. Спрос на авиаперелеты, несмотря на относительно высокую стоимость билетов, не падал, и авиакомпании задумались о более вместительных лайнерах. Простым увеличением числа рейсов тут не обойдешься: пропускная способность аэропортов имеет свои ограничения. Это и стало главной предпосылкой для создания Boeing 747 и в целом концепции широкофюзеляжных самолетов.

Длинный или широкий

Облик современного пассажирского самолета определил Boeing 707, созданный в середине 1950-х и переданный в коммерческую эксплуатацию Pan American World Airways в октябре 1958 года. Двигатели, расположенные на пилонах под крылом, позволили оптимизировать его силовую конструкцию (подъемная сила давит на крыло вверх, а двигатели своим весом снимают часть нагрузки), заодно обеспечив хорошую аэродинамику и центровку машины. В салоне Boeing 707 был один проход и по три кресла с каждой стороны – сейчас это классическая компоновка узкофюзеляжного воздушного судна. Дальность полета превышала 9000 км, что дало старт межконтинентальным перевозкам. Однако уже к середине 1960-х стало ясно, что вместимость менее 150 пассажиров для такой дальности слишком мала, да и двигатели оказались недостаточно экономичными. Именно тогда и встал вопрос о создании нового лайнера.

Boeing 707 определил классический облик современного пассажирского самолета с двигателями на пилонах под крылом.
Первый Boeing 707 выкатывают из заводского ангара 28 октября 1957 года.

«Если бы не президент Pan American Хуан Терри Трипп, самолета бы не было», – вспоминал впоследствии главный конструктор Boeing 747 Джо Саттер. Именно проницательность основателя авиакомпании Pan Am (которая одной из первых освоила перевозки на Boeing 707) и его решимость сделать стартовый заказ на 25 самолетов общей стоимостью 525 млн долл. (более 4,8 млрд в нынешних ценах) позволили создать принципиально новый лайнер. При этом Трипп потребовал, чтобы при сохранении большой дальности полета вместимость воздушного судна выросла примерно в 2,5 раза по сравнению с Boeing 707, а удельная стоимость перевозки на один пассажирокилометр снизилась на 30%. Столь радикального изменения запросов в истории реактивной гражданской авиации не было ни до, ни после. Очевидный путь повышения вместимости самолета заключается в удлинении его фюзеляжа. Такой подход позволяет минимизировать изменения и увеличить эффективность конструкции, снизив вес пустого лайнера в расчете на одного человека. Однако в те времена бытовало мнение, что пассажирская авиация скоро станет сверхзвуковой, поэтому перспективы нового судна предполагались ограниченными. Совместная работа специалистов Boeing и Pan Am привела к появлению нового качества – концепции широкофюзеляжного самолета с двумя проходами в пассажирском салоне. Она позволила не только сохранить приемлемые с точки зрения аэропортовой инфраструктуры внешние габариты машины, но и предусмотреть создание грузовой версии, в которую со временем можно было бы трансформировать пассажирские модели. Именно благодаря изначально предусмотренному грузовому варианту Boeing 747 получил столь узнаваемый силуэт с «горбом»: чтобы носовая часть фюзеляжа могла превратиться в откидывающийся вверх грузовой люк, кабину пилотов подняли выше – так появилась вторая палуба, на которой в пассажирском варианте логично было разместить салон первого класса. Лайнер получил двигатели нового поколения Pratt & Whitney JT9D с высокой степенью двухконтурности, что позволило снизить расход топлива примерно на 30%.

Вот уже почти 70 лет облик пассажирских самолетов неизменен: турбореактивные двигатели на пилонах под крылом и комфортные широкие салоны.

Первая коммерческая поставка Boeing 747 состоялась в конце 1969 года, всего через 28 месяцев после старта проекта. К этому времени долги компании из-за разработки нового воздушного судна и строительства завода для его производства в Эверетте достигли 2 млрд долл. (16 млрд в нынешних ценах), так что, если бы банки потребовали возврата кредитов, судьба компании Boeing оказалась бы под вопросом. Более того, рецессия, рост цен на топливо и энергетический кризис начала 1970-х существенно осложнили карьеру нового лайнера, и в 1971 году компания смогла получить всего семь заказов на Boeing 747.

Тем не менее проект оказался коммерчески успешным. Вместо изначально ожидавшихся 400 машин удалось выпустить 1573. Более того, в ходе последующих модификаций дальность полета была увеличена с 9800 до 15 000 км, а максимальный взлетный вес – с 333 до 440 т. Вместимость самолета в базовых конфигурациях также выросла с 366 до 467 пассажиров в Boeing 747-8I, хотя для японского рынка поставлялись варианты с уменьшенной дальностью полета и вместимостью до 550 человек.

Три или четыре

Странно было бы ожидать, что конкуренты Boeing будут сложа руки наблюдать за развитием программы 747. Понимая, что двигаться в предположительно узкий сегмент «совсем больших» четырехмоторных широкофюзеляжников рискованно, американские компании McDonnell Douglas и Lockheed предложили рынку свои варианты чуть менее вместительных, зато трехмоторных пассажирских самолетов. Расчет был вполне понятным: Boeing 747 наиболее эффективен при полной загрузке, но продать 360 билетов на один рейс – задача непростая, не на всех маршрутах есть настолько большой пассажиропоток. А при загрузке 70% расход топлива Boeing 747 – основная статья операционных расходов – снижается всего на 5%. Соответственно, на рынке авиаперевозок должна быть ниша для самолета меньшей вместимости. Компания McDonnell Douglas на смену популярному четырехмоторному дальнемагистральному узкофюзеляжнику DC-8 представила трехмоторный широкофюзеляжный DC-10. Его разработка стартовала в феврале 1968 года, первый полет состоялся в августе 1970-го, а коммерческая эксплуатация в авиакомпании American Airlines началась через год, в августе 1971-го. Два двигателя DC-10 располагались под крылом, третий – в корне киля. Это подарило лайнеру узна ваемый облик, а техническим службам добавило проб лем, поскольку для доступа к хвостовому двигателю, расположенному на большой высоте, теперь требовалось специальное оборудование, и многие работы стали очень трудоемкими. Вместимость судна в стандартной компоновке составляла 270 пассажиров, позже в модификации DC-10-40 она была доведена до 380 (в одноклассном варианте). Проект DC-10 трудно назвать особенно успешным. Было даже несколько катастроф, прямо или косвенно обусловленных техническими причинами. В одной из них, когда при взлете рейса AA191 в 1979 году в Чикаго у самолета оторвался левый двигатель, погибли 273 человека – 258 пассажиров, 13 членов экипажа и двое на земле; это самая крупная катастрофа на территории США до теракта 11 сентября 2001 года. После нее полеты всего американского парка самолетов данного типа (270 машин) были остановлены на месяц. И хотя впоследствии большинство проблем было устранено, репутация у модели сложилась не лучшая. До прекращения производства в 1989 году авиакомпаниям было поставлено всего 386 самолетов. Продолжением линии DC-10 стал существенно улучшенный вариант MD-11, разработка которого началась в декабре 1986 года, а коммерческая эксплуатация – в декабре 1990-го.

Попытка компании McDonnell Douglas сэкономить на одном двигателе в трехмоторном широкофюзеляжном DC-10 не привела к успеху — в мире воцарились двух- и четырехмоторные самолеты.
Инженеры
Lockheed
решили
разместить
хвостовой
двигатель
в фюзеляже TriStar
L-1011, подведя к
нему S-образный
воздухозаборник.
Но это
не спасло последний

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новое чувство космоса Новое чувство космоса

Теперь телескопы могут отслеживать колебания пространства-времени

ТехИнсайдер
Как появилась первая в истории статуя голой женщины Как появилась первая в истории статуя голой женщины

Тема «ню» присутствовала в скульптуре далеко не всегда

Maxim
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Мой дорогой мобильник: завершение истории о роли смартфона в жизни подростков Мой дорогой мобильник: завершение истории о роли смартфона в жизни подростков

Телефон как яблоко раздора между родителями и детьми

СНОБ
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
«Партнер — зеркало, которое показывает темное внутри нас»: как отношения помогают личностному росту «Партнер — зеркало, которое показывает темное внутри нас»: как отношения помогают личностному росту

В отношениях кроется огромный потенциал для личностного роста

Psychologies
Самые смешные снимки животных 2020 года: вспоминаем классику Самые смешные снимки животных 2020 года: вспоминаем классику

Самые смешные фото животных с конкурса Comedy Wildlife Photo Awards 2020 года

ТехИнсайдер
Валери Зоидова: «Грудь, попа, животик, — все было обцеловано!» Валери Зоидова: «Грудь, попа, животик, — все было обцеловано!»

Актриса Валери Зоидова — о новом открытии собственной сексуальности

Maxim
Почему Хотин остается одним из крупнейших рантье даже спустя четыре года после ареста Почему Хотин остается одним из крупнейших рантье даже спустя четыре года после ареста

Как государство и банки сражаются в судах за недвижимость Алексея Хотина?

Forbes
Сексуализация роботов из игры Atomic Heart: опасно ли это — мнение психолога Сексуализация роботов из игры Atomic Heart: опасно ли это — мнение психолога

Насколько опасна сексуализация в видеоиграх?

Psychologies
УАЗ «Профи». Полноприводная полуторка УАЗ «Профи». Полноприводная полуторка

Тестируем УАЗ «Профи»

4x4 Club
Да, сезон! Тест-драйв новой бюджетной линейки шин Cordiant Да, сезон! Тест-драйв новой бюджетной линейки шин Cordiant

Тестируем новые шины Crodiant Graviti

РБК
Неперерабатываемая пластика Неперерабатываемая пластика

Алексей Каллима: искусство мимикрии

Weekend
Пища для души Пища для души

Великий пост – это своеобразная «диета» души и тела

Лиза
Бесплатные услуги на борту, скандалы и худшие пассажиры: о чем молчат стюардессы Бесплатные услуги на борту, скандалы и худшие пассажиры: о чем молчат стюардессы

Стюардесса рассказала все о своей работе

Maxim
Дани Редд: «Арктический клуб любителей карри». Дорога к Третьему полюсу Дани Редд: «Арктический клуб любителей карри». Дорога к Третьему полюсу

Отрывок из книги Дани Редд — как рецепты из маминой книги помогают героине

СНОБ
Турецкий сериал «Истерзанная»: почему он переживает вторую волну любви зрителей в России Турецкий сериал «Истерзанная»: почему он переживает вторую волну любви зрителей в России

Сюжет «Истерзанной» тронет даже самое черствое сердце

VOICE
Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь? Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?

Изучаем главный факт о системе, которая знакома большинству водителей

CHIP
Плутон. В долине гранатовых «льдов» Плутон. В долине гранатовых «льдов»

Что могли бы увидеть земляне, оказавшись посреди гладких льдов Плутона?

Наука и жизнь
Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами

Что на самом деле значит ревность?

Psychologies
Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию! Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию!

Обратите внимание на эти 4 продукта — они могут быть виновниками вашей усталости

ТехИнсайдер
Правила жизни Дженнифер Лоуренс Правила жизни Дженнифер Лоуренс

Правила жизни актрисы Дженнифер Лоуренс

Правила жизни
На льду Байкала установили рекорд скорости На льду Байкала установили рекорд скорости

Какую скорость может развить электрокроссовер VOYAH FREE

Maxim
Найден способ исцеления мерцательной аритмии без хирургического вмешательства Найден способ исцеления мерцательной аритмии без хирургического вмешательства

Процедура, которая может стать одним из методов лечения мерцательной аритмии

ТехИнсайдер
Беременным нужно заранее гасить свет перед сном! Узнайте, почему ученые дали такой совет Беременным нужно заранее гасить свет перед сном! Узнайте, почему ученые дали такой совет

Как связаны свет и гестационный диабет у беременных?

ТехИнсайдер
Смотреть подано: 10 крутых фильмов 2019 года, которые стоит пересмотреть Смотреть подано: 10 крутых фильмов 2019 года, которые стоит пересмотреть

Подборка хороших фильмов 2019 года

ТехИнсайдер
Полноценная Полноценная

Сегодняшняя премьера – версия Omoda C5 4WD. Модель обрела привод на все колеса

Автопилот
«Гадание сбылось»: почему так происходит и стоит ли доверять предсказанному «Гадание сбылось»: почему так происходит и стоит ли доверять предсказанному

Действительно ли предсказания и гадания имеют силу?

Psychologies
Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами

Почему некоторые женщины стремятся обладать властью и подавлять других?

Psychologies
Испытание морем Испытание морем

Увидеть далекие арктические острова – об этом мечтают многие путешественники

Отдых в России
Открыть в приложении