Гравитационный гиперкар
«Как и в любом техническом виде спорта, здесь многое зависит от болида, если говорить в терминах "Формулы-1", – рассказывает трехкратный чемпион мира и двукратный обладатель Кубка мира по санному спорту Роман Репилов. – Точнее, 70% успеха – сани, а 30% – все остальное».
Догнать и перегнать
В санном спорте всегда побеждала Германия, особенно на Олимпиадах. Так что чемпионские звания Романа – это спортивный подвиг. Немецким саночникам и бобслеистам технологическую поддержку традиционно оказывает BMW, над бобами и санями трудятся лучшие инженеры страны. Некоторые спортивные технологии Германия продает, однако самые передовые всегда оставляет для себя. Долгое время считалось, что конкурировать с немцами невозможно: в России нет ни таких композитов, ни таких сплавов, ни такого опыта. Но недавно в Передовой инженерной школе «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и ГК «Ростех» в рекордные сроки изготовили суперсовременный снаряд – по отечественным технологиям и с использованием отечественных материалов.
Нерешаемая задача
Предыдущие сани, на которых выступал Репилов, были сделаны в 2016 году. И хотя снаряд постоянно модернизировался, за несколько лет он морально устарел. По рекомендации ГК «Ростех» спортсмен обратился в петербургский политех, где работают одни из лучших специалистов в области цифрового проектирования. Сроки стояли не просто нереальные, а запредельные: два месяца на проектирование и столько же на изготовление и сборку, в противном случае Роман не успевал на осенние соревнования.
Лидер проекта, проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков вызов принял, заявив, что «модель развития нашего коллектива – браться за нерешаемые задачи». «Когда я прихожу к заказчику, первым делом спрашиваю: есть ли у вас аксакал, который может передать нам накопленный опыт?» – говорит Алексей. В данном случае аксакалом стал сам Роман Репилов, который долго рассказывал инженерам о техническом устройстве саней и нюансах управления. Стало понятно, что на первом этапе ключевую роль будет играть аэродинамическое сопротивление. «Аэродинамика вплоть до гиперзвука – наш конек, – смеется Боровков. – Слава богу, Роман на гиперзвуке не спускается».
Первым делом обсудили установку на шлем турбулизаторов – вихрегенераторов потока. СПбПУ их, например, для Mercedes делал, они при фронтальной и боковой обдувке отлично снижают аэродинамическое сопротивление. Увы, оказалось, что по требованиям Международной федерации санного спорта это запрещено. Нельзя также изменять обувь, а модернизация комбинезона – длительный процесс. Остались собственно сани.