Наши шесть соток
Карантинным летом 2020‑го герои «Татлера» оценили спасительную сень родных яблонь, вишен и калин. Золотой секатор России Андрей Карагодин — о болезнях роста любви светских людей к садоводству.
Cадоводством я увлекся скорее в шутку, но быстро втянулся. Земную жизнь пройдя до половины редактором глянца, я решил внести в нее коррективы. Нет, конечно, я всегда любил природу, в молодости снимал дачу в писательском Внуково и там частенько под хмельком декламировал Евтушенко под сиренью, но понимал, что мое садоводство — это художественная самодеятельность. И вот в один прекрасный день, направляясь читать лекцию в МГУ, где я много лет работаю преподавателем истории — собственно, это и есть моя основная профессия, увидел объявление: сообщалось о наборе в Школу садовников Ботанического сада МГУ. Пришел ради интереса на первое занятие и понял, что оказался в банде, примкнуть к которой хотел всю жизнь. Отучился полтора года, потренировался на своем саду на даче и стал помогать делать сады друзьям, знакомым, потом знакомым знакомых.
Все это были, конечно, не обладатели шести соток, а люди своего круга — или, как сейчас принято говорить, герои и героини «Татлера». Поэтому за истекшую пятилетку садовых трудов, философствования, перефразируя Ницше, секатором и лопатой, у меня накопились кое-какие мысли по поводу состоятельного русского человека на рандеву с садом. Не «Мертвые души», конечно, но в чем-то похоже.
Итак, типаж номер один, самый распространенный. Спортивный мужчина чуть за пятьдесят. Отпрыск советской номенклатуры, учился в Америке, возглавлял системообразующие компании в Москве, сейчас управляет частными инвестициями по всему миру. Критик власти, ценитель дорогих вин. До желчных колик, как и родители-дипломаты, презирает все советское, убогое и кривое, поэтому построил в престижном поселке на Рублевке с условным названием «Природа» причудливый дом в стиле ар-деко по проекту именитого архитектора (конечно же, английского). А вокруг разбил геометрический сад с тысячами дорогих импортных растений, вложив в это невообразимую сумму денег. Раскладывает обувь в прихожей, выверяя сантиметры между башмаками, и гордится тем, что за время стройки и разбивки мини-Версаля не спилил ни одного дерева на своем лесном участке.
Но что-то пошло не так: изрядная часть элитных деревьев, каждое из которых стоило в питомнике в Германии пару тысяч евро (еще пару тысяч сверху на каждое накинули жулики-озеленители), приказала долго жить. Бывает, подумал герой, не прижились, как Гитлер, Наполеон и либеральные реформы девяностых. Но вот почему-то и взрослые лесные деревья стали хиреть и падать, причем нередко прямо на дом ар-деко, вызывая у нашего перфекциониста пароксизмы ненависти к немытой России, где даже природа, как писал еще маркиз де Кюстин, и та против разумного европейского порядка.
Попав на этот участок, я честно сказал герою, что лесные деревья, которыми он так гордится, в конечном итоге упадут почти все. Потому что в ходе стройки и так называемого ландшафтного дизайна уровень почвы подняли на метр, просто-напросто перекрыв толстым слоем глины доступ воздуха к корням деревьев-аборигенов и тем самым приговорив их к гибели. Система автополива газона за многие тысячи евро поставлена зря, потому что газон в еловом лесу все равно расти не будет, да и не особо нужен в Подмосковье полив газона, это же не жаркие Ибица и Кап-Ферра. Лесной участок из елок, берез и сосен и мини-Версаль со стрижеными боскетами вообще едва ли совместимы — потому что нельзя, как говорил еще великий Владимир Иосифович Ресин, быть немножко беременным. Если уж делаешь Версаль, спиливай елки. И наоборот: хочешь жить в лесу — не притворяйся Людовиком,принимающим парад мушкетеров. Ну и наконец, что если уж такие деньги вложены в крайне капризный и спорный, требующий постоянного внимания сад, то ухаживать за ним должен точно не лукавый хохол, поставленный садовником, которого я приметил в углу участка.