VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми.

РБК

Лаборатория — Виртуальная реальность

Эффект погружения

VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми

XXI Международный теннисный турнир ATP World Tour «St. Petersburg Open» в этом году можно было посмотреть не только в телевизионной трансляции, но и с «эффектом погружения» — при помощи очков виртуальной реальности и технологий компании Prosense «оказаться» прямо в зале санкт-петербургской «Сибур Арены». В ближайшем будущем можно присутствовать таким образом на мероприятии

Текст: Алена Сухаревская

В очках действительно возникает ощущение, что ты находишься рядом с кортом, напротив судейского места. За мячом приходится следить, поворачивая голову налево и направо. При желании можно повернуться и осмотреть весь зал. Камера стоит на возвышении, и при попытке посмотреть под ноги кажется, что упадешь на операторов.

Правда, изображение не 3D, а плоское, да и качество картинки не слишком высокое. Пока это — картинка 360 градусов, то же панорамное видео, которое можно посмотреть на YouTube или в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), признает в беседе с журналом РБК Станислав Глухоедов, гендиректор компании Prosense, которая организовывала трансляцию такого видео. Но в специальной зоне на St. Petersburg Open можно было надеть шлемы, на которые передавался стереоскопический сигнал с двух камер, расположенных за игроками, и это давало уже 3D-эффект и ощущение присутствия.

Компания Prosense, созданная петербургскими предпринимателями Станиславом Глухоедовым и Владимиром Бакутеевым, планирует стать российским пионером в области стриминга спортивных мероприятий в режиме виртуальной реальности, подхватив глобальный тренд на развитие нового формата спортивного смотрения. Prosense они создали в начале 2015 года. Бакутеев в 2010 году основал компанию LiveTex, комплексную платформу онлайн-консультирования для клиентского сервиса. Глухоедов занимался инвестпроектами в области туризма и предложил своему знакомому Бакутееву создать виртуальный тур по Санкт-Петербургу.

Изначально партнеры хотели создать продакшн-компанию, специализирующуюся на съемке панорамного видео, поэтому собирали в команду скорее специалистов с кинематографическим образованием, которых обучали новым технологиям. Но в процессе изучения рынка основатели Prosense пришли к выводу, что нужно строить компанию полного цикла, которая будет заниматься не только видео, но и разработкой оборудования для съемок, софта для обработки сигнала трансляции и склейки изображения с нескольких камер. В R&D компании, рассказывает Глухоедов, партнеры вложили 60 млн руб. собственных средств.

$800 млн —  стоимость компании Next VR
$700 млн —  составит рынок шлемов виртуальной реальности в 2016 году
$300 млн — придется на игровой контент в VR
10 млн копий игр для VR будет продано в 2016 году

Источник: Deloitte

Из центра событий

Разработку усилили за счет компании Gigapano, с техническим директором которой Станиславом Колесником основатели Prosense познакомились в 2015 году. Gigapano занималась панорамным видео в 360 градусов с 2012 года. Компания, в частности, делала первую панорамную съемку озера Байкал для проекта Google Expedition Pioneer Program. В Gigapano создали, например, стереориги — устройство, на котором крепится несколько камер GoPro. Сами камеры тоже модифицируются — устанавливаются системы охлаждения, собственная оптика. Оборудование для фиксирования камер, стабилизаторы компания собирает вручную: детали и механические элементы печатают на 3D-принтере. Большая часть представленного оборудования на рынке просто не подходит под задачи компании, поэтому его приходится модифицировать. Готовые решения для панорамной съемки закрывают толь ко 20% потребностей, объясняет Колесник.

Prosense выкупила оборудование стартапа, а членов команды Колесника пригласила в новый проект в качестве партнеров. У Gigapano не было разумного планирования, бухгалтерии, маркетинга и юристов, объясняет Колесник, а Prosense обладала всем недостающим, в том числе деньгами, необходимыми для развития трансляционного направления.

Владимир Бакутеев и Станислав Глухоедов вложили в компанию Prosense 60 млн руб. Они используют готовые камеры, но собирают их на собственных креплениях

«Нашей задачей было создать комплекс решений, от уникальной трансляционной системы камер до программного обеспечения, которые позволяли сшивать картинку в режиме реального времени», — говорит Глухоедов. Первую успешную трансляцию компания провела на фестивале Alfa Future People. Стриминг выступления диджеев велся не в открытый доступ для всех желающих, а в гостевую зону табачного бренда, заказавшего VR-трансляцию для привлечения зрителей.

На Alfa Future People трансляция велась с двух точек, в том числе с диджейского пульта, и позволяла во время концерта оказаться совсем рядом с диджеем. По словам Глухоедова, через зону, где была установлена лишь пара шлемов виртуальной реальности, во время фестиваля прошло более 10 000 человек.

А первую полномасштабную трансляцию спортивного мероприятия с возможностью посмотреть через плеер Prosense со смартфона Samsung с помощью шлема Gear VR или на YouTube компания провела в сентябре: транслировала полуфинал и финал St. Petersburg Open.

Современные технологии привлекают большее внимание к турниру и вовлекают дополнительное количество зрителей из числа интернет-пользователей, объясняет эксперимент с Prosense исполнительный директор St. Petersburg Open Наталия Канельзон. «Мы живем в то время, когда использование технологичных устройств, отображение 3D-проекции, технологии второго экрана и виртуальная реальность трансформируют индустрию проведения мероприятий», — говорит она. Результаты эксперимента пока достаточно скромные: с момента по явления на сайте турнира кнопки перехода на виртуальную трансляцию Prosense по ней перешли 5% посетителей сайта, или 5 тыс. человек из 97,5 тыс. зашедших на сайт за это время.

Западный опыт

Идею трансляций спорта в VR петербургская компания подсмотрела у американского стартапа Next VR, который за восемь лет существования привлек более $100 млн инвестиций.

Созданный в 2009 го ду продюсером и режиссером фильмов для IMAX ДиДжей Роллером и его партнером Дэвидо м Коулом стартап изначально специализировался на создании видео в 3D для телевизоров. Но когда эта технология «не полетела», начал разрабатывать проект для стриминга в виртуальной реальности (VR). ДиДжей Роллер еще в 2000-х годах помогал режиссеру Джеймсу Кэмерону создавать 3D-камеры, которые режиссер использовал для съемок фильма «Призраки бездны: Титаник» — он вышел в 2003 году и стал первым фильмом студии Disney в 3D.

Прогнозируемые продажи шлемов виртуальной реальности в 2016 году

3,5 млн шт. —  Samsung Gear VR
2,6 млн шт. —  Sony Play Station VR
1,1 млн шт. —  HTC Vive и Oculus Rift (совокупно) Данные: Superdata Search

В 2014 году компания привлекла инвестиции в размере $5 млн, а уже в феврале 2015 года показала первую трансляцию хоккейной лиги NHL в VR: трансляция была доступна через платформу Samsung Gear VR. Осенью 2015-го в компанию вложили $30,5 млн — инвесторами стали компании Comcast и Time Warner и холдинг The Madison Square Garden Company. Последний раунд инвестиций компания закрыла в августе 2016 года, когда в нее вложили $80 млн действующие и новые инвесторы, включая японскую корпорацию SoftBank. Инвесторы оценили Next VR в $800 млн.

Трансляции уже сегодня являются одним из самых популярных применений VR, поэтому можно ожидать, что их ждет очень большое будущее, говорит основатель игровой студии Nival Сергей Орловский.

Издание TechCrunch отмечало, что технологии трансляций с камер 360 градусов и стриминг спортивных мероприятий в VR станут спасением для фанатов, которые не могут себе позволить лететь через полмира, чтобы болеть за любимых атлетов. Олимпийские игры в Рио-2016 впервые транслировались в VR телеканалами NBC и BBC, напоминает издание.

Трудности монетизации

По прогнозу компании Deloitte, в 2016-м глобальный рынок VR впервые превысит оценку в $1 млрд, из которых $700 млн придется на продажи оборудования, остальные $300 млн займут доходы от игрового контента. Деньги от спортивных VR-трансляций Deloitte оценивать не пытается: сейчас неясно даже, как лучше устанавливать камеры, чтобы они не мешали игрокам, отмечается в отчете. Большого роста популярности теле- или киноконтента в VR в Deloitte также пока не ждут: его создается слишком мало — камеры не способны обеспечить должный уровень трансляции и съемки контента в VR-формате.

Колесник говорит, что производство панорамного и VR-контента пока является b2b-услугой. Сейчас в нем в основном заинтересованы бренды, заказывающие съемку рекламных роликов в VR, которые затем распространяются через брендированные кардборды — самый дешевый вид шлемов виртуальной реальности. Чтобы заставить платить за VR-контент конечного пользователя, ему нужно дать большой выбор готового контента, доступного для просмотра, считает он.

Динамика роста инвестиций в компанию Next VR
месяц, год  | $ млн
Источник:  данные компаний

Трансляции «ролевой модели» Prosense, Next VR, пока тоже бесплатны для конечного потребителя. Но директор по коммерческому продукту FOX Sports Дэвид Натансон при заключении соглашения о партнерстве с компанией отмечал, что трансляции с эффектом погружения дадут богатый простор для спонсорских и рекламных предложений — от прероллов и баннеров до интегрирования брендов в пространство виртуальной реальности.

Глухоедов также верит в возможное использование рекламных и брендированных продуктов во время трансляции, которые могут накладываться в виде графики и настраиваться в зависимости от поведения пользователя во время просмотра. Также он предполагает, что продукт компании может монетизироваться за счет продажи билетов на трансляции, например концертов.

Пока же Prosense зарабатывает основные деньги на рекламных видеопроектах, признает гендиректор. Средний чек на производство ролика он оценивает в 1 млн руб., но стоимость может доходить до нескольких миллионов рублей. Стандартный пакет, в котором съемка осуществляется в течение трех часов с двух камер и видео транслируется на YouTube с минимальной обработкой графики, стоит около 300 тыс. руб. Премиум-трансляция в течение 12 часов, когда съемка ведется с трех точек и изображение передается в 3D в специальное приложение, как это было на St.-PetersburgOpen, стоит 770 тыс. руб.

Все, что зарабатывает, компания вкладывает в R&D и оплату работы сотрудников. Глухоедов надеется, что к концу года выручка достигнет десятков миллионов рублей. Он также добавляет, что в этом году Prosense планирует привлечь сторонние инвестиции в том числе для выхода на зарубежные рынки. Но их объем и имена потенциальных инвесторов Глухоедов не называет.

«Видео 360 градусов — очень перспективная технология, которая может обеспечить прорыв VR в нашу повседневную жизнь», — говорит управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава. По его мнению, хороший объект для инвестиций — компании, которые участвуют в создании инфраструктуры для сервисов в области видео 360, оборудования, платформ, приложений. Если компания занимается только предоставлением сервисных услуг, это не венчурная история, говорит Чачава: очень скоро выход на этот рынок будет открыт любому, кто готов потратить $3–5 тыс. на оборудование и софт.

Из всех компаний, занимающихся производством панорамного видео, Prosense выделяется тем, что пытается строить «вертикально интегрированную компанию» — работает над созданием собственных камер и плеера для воспроизводства видео, говорит директор центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков. Насколько Prosense может быть интересна венчурным инвесторам, он оценить затруднился: «У компании слишком широкий профиль — они и про маркетинг, и про документалистику, и про спортивные трансляции, и про создание оборудования. Это несколько настораживает, поскольку обычно венчурный бизнес — «моноистория», сосредоточенная на одном продукте».

Основная идея в том, что через три-пять лет VR станет массовым форматом просмотра мероприятий и событий, говорит совладелец Prosense Владимир Бакутеев. У компании есть планы выйти на одну-две трансляции в месяц к 2017 году. Для этого Prosense ведет переговоры с «Матч ТВ», который является обладателем прав на трансляцию большинства спортивных мероприятий в России. В пресс-службе «Матч ТВ» журналу РБК факт переговоров подтверждать отметили, что пока договоренностей о сотрудничестве с Prosense нет.

«Не все современные веяния будут приняты мгновенно во всех сферах», — замечает Наталия Канельзон из St. Petersburg Open. Даже она, согласившись на эксперимент с VR-трансляцией, отмечает, что вообще-то для организаторов турнира лучше, чтобы люди приходили на стадион.

Фото: Екатерина Кузьмина для РБК, Тимур Иванов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или Счастливый Сизиф

Очерк четвёртый: «Стремление к истине ценнее обладания ею»

Наука и жизнь
Скорость их уже не отпустит Скорость их уже не отпустит

На автодроме «Крепость Грозная» состоялся четвертый этап чемпионата России по дрэг-рейсингу. Результаты финальных заездов вновь показали, что мощный автомобиль – это лишь часть успеха

АвтоМир
И целого мира мало И целого мира мало

Как в разных странах относятся к романам и сексу

Cosmopolitan
31 способ ускорить метаболизм 31 способ ускорить метаболизм

Благодаря метаболизму все съеденное быстро превращается в энергию, а не в жир

Cosmopolitan
Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников Подземные навигаторы. Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников

Добыча нефти и разработка программного обеспечения — отрасли, обычно противопоставляемые друг другу как «старая» и «новая» экономика. На деле все сложнее: стартап «Геонавигационные технологии» успешно развивается благодаря спросу на его продукт со стороны крупнейших нефтяных компаний, а его основатели мечтают о выходе на глобальный рынок

РБК
Цена счастья Цена счастья

Несмотря на отсутствие рядом мужчины, ты мечтаешь о ребенке?

Cosmopolitan
Под парусом надежды Под парусом надежды

Компания Officine Panerai в 12-й раз проводит крупнейшие гонки классических яхт Panerai Classic Yacht Challenge. РБК собрал самые важные и интересные факты о захватывающем и невероятно красивом этапе в тосканском Арджентарио.

РБК
Чудо Люда Чудо Люда

Молодая моск­вич­ка Людмила Никишина про­сла­ви­лась как ди­зай­нер паль­то и шуб — та­ких же яр­ких, как ее жизнь.

Vogue
Секрет колдуньи Секрет колдуньи

Главный фантазер Голливуда Тим Бертон выпускает готическую сказку «Дом странных детей мисс Перегрин». Двадцатилетней Элле Пернелл в ней досталась роль девушки, умеющей летать. А как высоко метит сама актриса?

Vogue
Действующие лица Действующие лица

Хирургической подтяжке лица сто лет. Альтернативы ей так и не придумано, но способ обойтись в буквальном смысле малой кровью уже есть.

Tatler
Прицепил и поехал Прицепил и поехал

Полноразмерный внедорожник с рамой и V8 – это не только статусно и вместительно. Такой автомобиль, как Chevrolet Tahoe, способен быть полезным и по-иному

АвтоМир
Семь лет в Тибете Семь лет в Тибете

Путевые записки известного австрийского путешественника и писателя

Playboy
Hа пять лет моложе Hа пять лет моложе

Остановить время и выглядеть моложе своих лет можно без дорогостоящих процедур

Лиза
Певец свободы Певец свободы

Москвичка Амалия Гогешвили переписывает правила оперной карьеры: она хочет всего и сразу и добивается этого на сцене и в жизни.

Vogue
Kia Niro Kia Niro

Корейский кроссовер с пока непривычной для нас компоновкой: гибридный привод и коробка с двумя сцеплениями. И в городе этот технодуэт восхищает.

Quattroruote
Спальный район Спальный район

Спа-отель – это не только место, где ради здоровья и к расоты вам придется принимать муки воздержания и терпеть унылые процедуры. отельеры научились сочетать дорогостоящее недоедание и колонотерапию с чем-то способным воодушевить нас более. «Сноб» выбрал лучшие спа.

СНОБ
Диета по знаку зодиака Диета по знаку зодиака

Не можешь сбросить вес? Попробуй скорректировать рацион в соответствии с гороскопом, ведь звезды нередко диктуют и стиль питания

Лиза
Volkswagen Crafter Volkswagen Crafter

Новый Crafter изрядно похорошел. Но стильная внешность – далеко не главный его козырь. Списку оборудования фургона позавидует иной бизнес-седан

АвтоМир
Угол зрения Угол зрения

Хозяин этого дома очень любит углы — у его дома их не четыре, а целых девять. Наладить жизнь в таком непростом здании помогли Елена Чаброва и Инна Зольтманн.

AD
Журналист года Журналист года

Журналист «Медиазоны», покоривший вас (и нас) линчевского размаха историей о суде над человеком без головы, рассказывает, зачем ему вся эта жуть.

GQ
Сэмюэл Л. Джексон: «Каждый день я наблюдаю, как лучше не стареть» Сэмюэл Л. Джексон: «Каждый день я наблюдаю, как лучше не стареть»

Этого мужчину обожают и монашки, и Квентин Тарантино

Playboy
Мифы Мокрой Горы Мифы Мокрой Горы

Хотя ему уже за шестьдесят, Эмир Кустурица не сбавляет оборотов. До изнеможения работает над очередным фильмом, руководит своей деревней-государством Мечавник , организует несколько ежегодных международных фестивалей. И с завидной регулярностью оказывается в центре скандалов: то его не пускают на Украину, то находят предлог не взять новую картину в Канны, то он начинает концерт в Париже с гимна России. «Сноб» поговорил с мэтром о его последних проектах.

СНОБ
С голубой каемочкой С голубой каемочкой

Хозяйка дома в курортном Саутгемптоне очень любит синий, поэтому разные его оттенки присутствуют в каждом помещении.

AD
Актер года Актер года

В 2016 году к списку великих ролей Хабенского добавился Родион Меглин — бородатый охотник за маньяками из сериала «Метод». GQ расспросил Константина о театре… нет, не о театре!

GQ
По осени меняют По осени меняют

Это уже стало традицией – с 1 сентября вступают в силу сразу несколько новых законов. Автомобилисты, будьте бдительны!

АвтоМир
Placebo Placebo

Интервью с Брайаном Молко и Стефаном Олсдалом из Placebo

Maxim
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Том IX: Светская жизнь

GQ
Какие ваши доказательства? Какие ваши доказательства?

Кажется, в очередной попытке создать универсальный автомобиль на все случай жизни инженеры Porsche вновь ближе всех подобрались к идеалу. Новая Panamera – главное тому доказательство

АвтоМир
Женщина года Женщина года

У молодой актрисы «Мастерской Петра Фоменко» почти два миллиона поклонников — и большая их часть вовсе не театралы, а подписчики ее инстаграма, куда она выкладывает свои юмористические скетчи.

GQ
Volvo V40 Volvo V40

«Покупайте Volvo. Они квадратные, но хорошие». Многие считают, что под таким девизом шведы продавали свои машины в Америке 25 лет назад. Красиво, но неправда

АвтоМир
Открыть в приложении