«Такой выставки еще не было»: зачем в питерском «Манеже» собрали скульптуры, которые скрывали 200 лет
В Санкт-Петербурге, в Центральном выставочном зале «Манеж», признанном The Artnewspaper prize музеем года, идет выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». Директор «Манежа» Павел Пригара рассказал Forbes Life, как шла подготовка к выставке и в чем ее уникальность
Павел, кажется, что с точки зрения коммерческого успеха трудно найти что-то менее привлекательное, чем классическая скульптура.
— Для нас коммерциализация проектов не приоритет. Мы взялись за эту тему прежде всего потому, что она сложная и интересная. Очевидно, подобных выставок никогда не было в России.
К сожалению, скульптура в общественном сознании, даже достаточно подготовленном в художественном смысле, находится на периферии изобразительного искусства. В наших музеях ее часто воспринимают как часть интерьера. Она, как правило, на вторых ролях.
Хочется надеяться, что эта демонстрация абсолютно классических образцов русской скульптуры с середины XVIII до начала ХХ века (до, условно говоря, модернистских экспериментов) позволит изменить к ней отношение.
Выставка задумывалась достаточно давно, больше трех лет назад, и стала логическим продолжением нашей выставочной программы. Зимой 2019 года у нас был проект «Христос в темнице», посвященный иконографическому сюжету о заточении Христа в деревянной русской скульптуре. Деревянная скульптура привела нас к размышлениям о русской скульптуре в целом. А мысль о том, что такой выставки еще не было нигде и никогда, конечно, добавляла нам амбиций.
В проекте принимают участие предметы из 35 музеев. Нам очень важен внимательный, настойчивый отбор работ в экспозицию. Не в наших принципах отказываться от какой-то важной для выставки, с точки зрения кураторов, вещи, потому что она находится в Саратове, в Архангельске или, например, в Тюмени, а везти дорого, долго, сложно. Конечно, огромное количество работ на этой выставке из музеев Москвы и Петербурга, из Третьяковки и Русского музея, но там они практически недоступны для зрителей, чаще их держат в хранении. Поэтому мы рассчитываем, что выставка станет своего рода открытием этого вида изобразительного искусства для публики.
Традиционно зритель, приходя в музей, ловит взглядом живописные полотна, многофигурные сюжеты, какую-то историю, связанную с работой. Может быть, даже размер той или иной работы становится маркером, который позволит «зацепиться» вниманием и сосредоточиться на предмете.