Открытые экосистемы: перспективы партнерства
Всего за несколько месяцев с момента появления Magnit Pay, совместного проекта сети «Магнит» и ВТБ, количество активных пользователей виртуальных карт достигло 200 000 и продолжает увеличиваться. Около половины из них используют Magnit Pay и для расчетов за периметром сети. Как банковский сервис появился под брендом компании из сферы ретейла? Почему ВТБ делится своими наработками и строит открытую экосистему? В чем удобство для партнеров и есть ли выгода для потребителей, объясняет Святослав Островский, член правления банка ВТБ.
В текущих реалиях скорость преобразований является решающей для соответствия вызовам времени. Не хочешь отстать — беги. Хочешь опередить рынок — беги в два, а то и в три раза быстрее. Это подразумевает постоянную генерацию идей, умение слышать и опережать запросы рынка, быстрое тестирование новых продуктов и сервисов, стремительное и эффективное их внедрение. В ВТБ мы сами живем в таком темпе, но для нас банковские продукты и сервисы — основной профиль деятельности, который мы нарабатываем и развиваем годами. При этом есть назревшая потребность со стороны рынка — компании не из банковского сектора хотят предлагать своим клиентам дополнительные финансовые инструменты, для них это не только повышение лояльности клиентов, но и возможность увеличить средний чек, а значит, доходность основного бизнеса.
Одними из первых, кто задумался о том, чтобы оставлять свою аудиторию «в собственном контуре», были интернет-гиганты вроде Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Amazon.
По законам бизнеса лояльность к бренду — плодотворная почва для получения максимальной прибыли.
Можно предлагать клиентам дополнительные услуги в рамках «классического» портфеля, можно запускать новые сервисы, а можно построить целую экосистему с разнопрофильной «начинкой» — от продажи гаджетов до сервисов телемедицины и образования. Связующим элементом, без которого невозможно представить монетизацию, являются финансовые сервисы: как минимум они нужны для того, чтобы принимать платежи от клиентов. А если добавить опцию рассрочки или кредита, то можно увеличить объемы продаж и средний чек.
Несмотря на обилие плюсов и дополнительных возможностей для роста бизнеса, мы все же не слышим о повсеместном появлении новых банков при компаниях. Почему? Все просто, точнее, сложно. Банковский бизнес крайне непростой механизм, который работает сразу в нескольких плоскостях. Более того, он сильно подвержен контролю со стороны регуляторов, чьи требования в разных странах значительно варьируются.
Даже если принять в расчет, что потенциальные финансовые продукты соответствуют всем требованиям регуляторов, все равно остается большое но — для компаний небанковского профиля предоставление финансовых инструментов потребует гигантских инвестиций — как в части финансовых вложений, так и сотрудников. Банковские продукты — «живой организм», их надо не только разрабатывать и запускать в соответствии со всеми нормативными требованиями, но и обеспечивать постоянную поддержку. При этом всегда остается риск, что запущенный продукт, на который было потрачено множество ресурсов, просто не полетит, ведь за это время может появиться что-то новое или более удобное. Вот и получается, что подобные сложности по весьма объективным причинам сдерживают даже крупнейших игроков рынка от запуска собственных