Святая и сексуальная. Что значит «Малефисента» для Анджелины Джоли?
В прокат вышла “Малефисента: Владычица тьмы” — вторая часть сказки о злой волшебнице, оказавшейся на поверку феминистской историей о дружбе и материнстве. Разбираемся, стоит ли взрослым смотреть эту сказку, и рассказываем, почему фильм так важен для Анджелины Джоли.
Какой получилась “Владычица тьмы”?
С новой “Малефисентой” все более-менее ясно: это примерно те же рога и копыта, что и пять лет назад, — с тем же пафосом, с похожим юмором и с несильно изменившимися актрисами и спецэффектами. Несмотря на серьезный успех первой части ($750 миллионов — более чем приличные сборы для «живых» адаптаций «диснеевских» мультфильмов), масштабирования истории как такового не произошло. Во “Владычице тьмы” есть грандиозная получасовая битва и принципиально новая “арена” (изобретательно нарисованный город темных эльфов, к которым принадлежит Малефисента), но это все еще никакой не “Властелин колец”, никакая не “Игра престолов” и никакие не “Хроники Нарнии”.
Как и пять лет назад, эпические декорации нужны авторам лишь для того, чтобы придать фильму рыночные свойства блокбастера и под его прикрытием всесторонне проработать конкретную ситуацию, которая может возникнуть между неравнодушными друг к другу людьми. В первой “Малефисенте” ведьма обнаруживала, что у нее есть материнский инстинкт, принцесса узнавала, что жизнь не похожа на сказку, а зритель усваивал урок, что правда — это не всегда то, во что верит большинство. В сиквеле перед заботливой Малефисентой (Анджелина Джоли) стоит задача дать Авроре (Эль Фаннинг) свободу выбора — и вместе с ней право на ошибку. А приемная дочь учится замечать жертвы своей мачехи — и считаться с чужими чувствами. Семейный конфликт обостряет героиня бесподобной Мишель Пфайффер — королева людей, которая воспользуется грядущей свадьбой своего сына и Авроры для того, чтобы окончательно расправиться с лесными жителями — эльфами, феями, разумной древесиной и прочими ежиками в тумане.
Но как раз большие идеи “Малефисенте” не поддаются. Робкие рассуждения о ксенофобии, геополитике и пропаганде разбиваются о детский рейтинг. Батальным сценам не хватает драйва, сюрпризов и драматизма: любой более-менее взрослый зритель наперед знает, чем они завершатся, так что ни за одного из положительных героев не страшно. Чересчур серьезные диалоги крадут экранное время у действительно удачных гэгов. Шутки с участием ворона-оборотня Диавола (Сэм Райли), троицы фей (похожие на Spice Girls Джуно Темпл, Лесли Мэнвилл и Имелда Стонтон) и милых плюшевых существ по-прежнему работают на ура — но комических разрядок в двухчасовом фильме могло бы быть и больше.
При этом целевая аудитория (девочки, которым легко представить себя на месте Авроры; мальчишки, которые еще не искушены настоящими войнушками на экране, и ответственные родители, которые узнают себя в героинях Джоли и Пфайффер) наверняка простит эти недостатки, увидев изобретательную красоту “Малефисенты”. Сородичей ведьмы фильм будто бы срисовывает с врубелевских демонов, а их родовое гнездо напоминает о японской анимации и о высокой моде. Привычные фэнтези-элементы (темные леса и зачарованные поляны, зловещие подземелья и журчащие ручьи) согреют этой осенью не хуже, чем пасторальные пейзажи из “Хоббита”. Город-государство, которым правит героиня Мишель Пфайффер, получился столько же огромным, сколь и игрушечным, — так что ветераны компьютерной стратегии Warcraft смогут предаться ностальгии. А бесконечные полеты с Малефисентой подарят зрителю совсем уж неожиданные бонусные мили — воспоминания о красочном и безграничном мире “Аватара”. А какие тут платья, какой бестиарий, какие актрисы!
Для тех, кому этих зрелищ мало, существует один очень надежный способ полюбить и принять “Малефисенту”. Для этого только и нужно, что увидеть в этом фильме не просто очередной репертуарный наполнитель ненасытного “Диснея”, а результат жизненной стратегии Анджелины Джоли — и манифест всех ценностей, которые ей дороги.
Что “Малефисента” значит для Джоли?
Задним числом легко утверждать: Джоли никогда не выбирала свои роли случайно. Они всегда были отражением конфликтов и страстей, которыми она горела в тот или иной период своей карьеры и жизни. Ее роли начала девяностых — хрупкие и неуравновешенные девушки, до смерти напуганные окружающим миром и огрызающиеся на него одним-единственным способом, который им дан: демонстрацией своей агрессивной сексуальности. Таковы героини “Хакеров” (1995), “Ложного огня” (1996) и “Джии” (1998). Самая яркая из этих инфантильных дикарок и жриц хаоса — нервная красавица из “Прерванной жизни” (1999). За ее роль Джоли получает свой первый “Оскар”. Второй будет почетным — за гуманитарные заслуги.