«Страдающее Средневековье»: как разбогатеть и поумнеть благодаря голове из глины
В издательстве «Слово» вышла книга Михаила Майзульса, Сергея Зотова и Дмитрия Антонова. В этот раз авторы «Страдающего средневековья» изучают вотивные практики, то есть обмен дарами между людьми и высшими силами. Проще говоря, украшения, изображения рук, ног, глаз, младенцев и кораблей, которыми верующие украшают изображения святых в церкви с благодарностью и в надежде на чудо.
C разрешения издательства «Слово» Forbes Life публикует главу «Головы: безумие, травмы и плодородие».
Вотивы в форме частей тела и органов ясно указывают на то, что этот дарбыл связан с какой-то болезнью или травмой. Однако помимо рук, глаз или ушей в христианские храмы приносили человеческие головы или бюсты, сделанные из разных материалов. Их интерпретация уже не столь очевидна.
Прежде чем обратиться к католическим практикам, вернемся опять в Античность. По крайней мере с V века до н. э. в Италии мужские, женские или детские головы были одним из самых распространенных вотивов.
В некоторых случаях детали прически подсказывали, кого именно они представляют: скажем, незамужнюю девушку, замужнюю матрону или вдову. Историки предполагают, что эти образы чаще всего не указывали на конкретные «головные» болезни, а олицетворяли человека как такового, его душу и личность.
Важно, что в качестве даров богам приносили не только части тела и органы из терракоты или камня, но и настоящие зубы, ногти и волосы. Волосы считались воплощением жизненной силы человека. Их латинское название (capilli) происходило от того же корня, что слово caput, обозначавшее голову. Поэтому, как и вотивная голова, вотивные волосы в Античности могли обозначать не часть человека, а человека в целом. Люди состригали свои пряди и подвешивали их на статуи или к специальным вотивным табличкам, складывали их в емкости, устроенные в каменных стелах, или в глиняные сосуды.
По принципу pars pro toto («часть вместо целого») волосы олицетворяли их (бывшего) хозяина перед лицом бога или богини. Надеясь на долголетие, люди часто обещали, что в будущем отстригут для них и свои поседевшие локоны.
Вместо реальных волос, а порой вместе с ними древние греки и римляне приносили их изображения. В храмах можно было увидеть женские косы из камня и мужские «парики» из терракоты. Некоторые из таких вотивов, вероятно, были просьбами об исцелении от облысения или каких-то проблем с волосами. Другие заменяли волосы, которых у человека не было, в ходатайствах о долголетии и благополучии либо увековечивали, дублировали дар из реальных кос и локонов. Их присутствие в храме могло быть недолговечным, а стелла из камня имела шанс остаться там на века.