Анна Гусева
Знакомьтесь, новое лицо Дома Радио — Анна Гусева, режиссер и руководитель нового направления musicAeterna Dance, придуманного Теодором Курентзисом. В январе у нее премьера: пластический танцевальный спектакль-посвящение Вайлю YOUKALI с участием новой труппы, а также оркестра и хора musicAeterna. Рассказываем, как стилист и арт-директор переехала в Петербург и поставила для Дягилевского фестиваля в Перми грандиозную оперу De temporum fine comoedia Карла Орфа, получившую в 2022 году сразу пять номинаций на премию «Золотая маска».
Как Теодор Курентзис Объявил о создании нового направления дома радио musicAeterna Dancе и о чем будет декабрьская премьера — танцевальный спектакль-посвящение Курту Вайлю.
Декабрьская премьера Дома Радио — танцевальный спектакльпосвящение Курту Вайлю — это первая работа твоего коллектива musicAeterna Dancе в Петербурге. Что это за проект? Танцуют все?
Новое направление musicAeterna Dance — реализация давней мечты нашего художественного руководителя Теодора Курентзиса. В Древней Греции существовало триединство мусических искусств: поэзии, танца и музыки. Обычно в современном театре хор и оркестр — отдельно, танец — отдельно. А мы пытаемся все это соединить.
Идея воплотилась во время июньского прогона моей первой театральной режиссерской работы для Дягилевского фестиваля в Перми — оперы De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени» Карла Орфа получила пять номинаций на премию «Золотая маска» — 2022. — Прим. ред.). Орф всю жизнь разрабатывал особый тип перформанса, который назвал «мировым театром». Его мистерии синтезировали пение, танец, драматическую игру и декламацию, а солисты должны были исполнять не роли, а ритуальные обязанности.
Теодор увидел, как во втором акте «Мистерии» танцует хор, а действие оперы сопровождает балетный перформанс (наша находка с замечательным хореографом Анастасией Пешковой!), и сказал: «Это musicAeterna Dance, это то, что я хотел!»
Как это выглядит на практике? Оркестр занимается контемпорари и встает к балетному станку?
Примерно так и происходит. Хор действительно ходит на занятия танцем, а танцовщики — на вокал. Получается тот самый симбиоз. Мы экспериментируем почти со всеми современными направлениями: театром абсурда, танцтеатром Пины Бауш, тотальным театром, который Рихард Вагнер называл Gesamtkunstwerk (сейчас это можно было бы перевести как мультидисциплинарное искусство), а Питер Брук описал в своей книге «Пустое пространство». Мы исследуем все виды контемпорари-танца, используем элементы медитации, йоги, цирковых практик. Я бы назвала это лабораторией, которая ищет еще не открытые направления.
И эти поиски выходят за пределы танца?
Да, мы с Анастасией Пешковой ищем не столько техники, сколько способы воздействия. Наверное, изобрести новый вектор в современном танце — утопия, но я вижу, как каждое тело, каждая душа, в этом теле заключенная, предлагает что-то такое, чего ты до этого нигде не видел. Поэтому Настя не работает с референсами: она считает, что для танца они губительны. Тело само должно рождать движение, не играть, не иллюстрировать, не показывать, а проживать. На этом принципе построен наш пластический танцевальный спектакль YOUKALI, премьеру которого мы покажем в январе в Доме Радио.
Предельно загадочное название!
YOUKALI — песня Курта Вайля (композитор и автор зонгов к постановкам Бертольда Брехта, в том числе «Трехгрошовой опере». Mack the Knife из этой пьесы превратился в знаменитый джазовый стандарт. Песня Alabama Song, ставшая хитом группы The Doors, тоже написана Вайлем. — Прим. ред.). В 1934-м YOUKALI впервые прозвучала как инструментальное «Танго-хабанера», а через год актер Роже Ферне написал к этой музыке стихи: «Юкали — страна моих желаний, Юкали — лишь счастье и приятные сны, Но есть мечта, и нет любви, Как нет на свете Юкали!»
В спектакле будут звучать все хиты Вайля?
Нет, композиторы-резиденты Дома Радио – Теодор и Вангелино Курентзисы, Алексей Сюмак, Алексей Ретинский, Андреас Мустукис и FM Einheit – написали для постановки свою музыку: фантазии на тему, аранжировки или интерпретации зонгов Вайля. В Доме Радио уже ставили «Посвящение Бодлеру» и «Посвящение Паулю Целану». «Посвящение Курту Вайлю» будет самым масштабным — со сложными полноценными декорациями. Изначально я хотела взять другое произведение – «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» на музыку Франка Мартена, все время думала про него, практически уже жила им. Но вдруг возник Вайль.
Что за сложные декорации?
Художник-постановщик Юлия Орлова придумала потрясающую декорацию — оммаж комнате из «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика: она светится нижним постоянным светом и дает всем сценам такое нереальное ощущение. Персонажи нашего перформанса находятся в зале ожидания и тревожно высматривают поезд, который должен увезти их в волшебную страну, где сбываются желания и начинается счастье. Саспенс в том, придет он или нет.
«Смысл нашей постановки — проассоциировать себя с моментом ожидания»
И он не придет?
Мы находимся в самом разгаре репетиционного процесса, и поезд то приезжает, то нет. Иногда чувствую: точно он! А потом — раз — и не приехал! На Гонолулу был, на Катманду был, на Юкали — не видела. Я все время роюсь в каких-то архивах и прочла, как Брехт в 1928 году ставил «Трехгрошовую оперу»: за два дня до премьеры главная актриса подписала контракт с другим театром, и весь Берлин поговаривал, что будет грандиозный провал. Но ему было не привыкать, есть история, как перед одной из премьер Брехт раздал актерам свистки: если зал будет освистывать постановку, те могли бы симметрично отвечать со сцены. Мне немного полегчало, когда я поняла, что у нас не все так плохо. Кстати, успех Брехта и Вайля был оглушительным.
Вспоминается фильм «Прибытие поезда» братьев Люмьер, тоже каноническое произведение.
Да, эта короткометражка стала символом вечного приезда. А смысл нашей постановки в том, чтобы проассоциировать себя с моментом ожидания. Особенно на нашем этапе истории, когда многие озадачены вопросом: уехать или остаться? Мы тревожно ждем, «когда это закончится», «когда это начнется», «когда наступит новый этап». Нам с детства твердили, что надо думать о будущем и готовиться к нему. Но завтра никак не наступает, ни при каком завтра ты пожить не можешь. Во вчера еще можно вернуться в воспоминаниях, а завтра существует только как фантазия в твоей голове.
Юкали — это такое глобальное завтра, в котором ты точно будешь лучше, чем сегодня: бросишь пить, начнешь ходить в спортзал. Сегодня уже как пошло, а вот завтра! Где-то точно ждет что-то лучшее, чем то, что есть у тебя сейчас. И это довольно опасная иллюзия. Чудесный край — это тот квадратный метр, который ты сейчас занимаешь, а счастье — быть здесь и сейчас. Я понимаю, что фраза ужасно набила оскомину, но она абсолютно справедлива. Удивительно редко обнаруживаешь себя в моменте, успеваешь порадоваться, получить удовольствие. Я замечаю, что живу уже следующим спектаклем, а ты, наверное, ловишь себя погруженной в следующий номер журнала, ведь его же еще собрать надо.