Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему ошибаются мужчины, утверждающие, что женщина обязана уметь готовить и брать в жены тех, кто покупает еду в кулинарии, нельзя.
В середине апреля на своей странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) актер, сценарист и режиссер Николай Коляда опубликовал пост, в котором прошелся по женщинам, покупающим готовую еду, и мужчинам, которые на это соглашаются.
«В супермаркете обычно вижу, как девушки с парнями (видно, что муж и жена) стоят у отдела кулинарии и покупают что-то из готового на ужин. И он, придурок, глава семьи, стоит рядом и тычет пальцем в стекло: “Давай это возьмем или вот это!” Так вот стоишь, смотришь на них и думаешь: “Милый! Ты должен сказать ей у этого отдела готовой продукции: «Шла бы ты, дура, раз готовить не умеешь!»” И забыть ее, расстаться с неумехой. Честное слово. Девки! Ну кто, кто, какой дурак вас возьмет замуж, если вы готовить не умеете дома?!»
Нельзя сказать, чтобы текст стал резонансным: число комментариев не дотянуло до 500, а репостов — до 100, что для социальных сетей довольно скромные показатели. Тем не менее «манифест Коляды» в качестве колонки опубликовало издание «Екатеринбург Онлайн», сопроводив опросом: «Согласны ли вы с мнением Николая?»
70% проголосовавших солидаризировались с актером, утверждающим, что женщина, которая решила принести домой готовые крылышки из «Ашана», должна быть немедленно изгнана из дома. Ничего удивительного: в мае 2020 года в опросе НАФИ 71% респондентов заявили, что главное предназначение женщин — быть матерью и хорошей хозяйкой.
Удивительный парадокс: ни одного мужчину не осудят за то, что свои «мужские» обязанности он делегирует кому-то еще. Ни Коляда, ни другие медийные персоны или обыватели никогда не писали: «Сегодня видел в агентстве парня, при жене покупающего квартиру. Так и хотелось сказать ей: “Беги, милая! Зачем тебе мужик, который не может построить дом своими руками!”».
Есть блестящий мультфильм Федора Хитрука, снятый еще в 1974 году. В нем показывают пары, живущие в разные времена, начиная от первобытных и заканчивая XX веком. Неизменной остается одна константа: кастрюля, которую чистит женщина, пока сытый и довольный мужчина читает ей стихи: «Любимая, я тебя поведу к самому краю Вселенной! Я подарю тебе эту звезду! Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность!..»
Как говорится, картинка смешная, ситуация — страшная. Произведение Хитрука как нельзя лучше отражает ситуацию, сложившуюся вокруг домашнего труда: кастрюля остается вечной.
В середине XX века образ жизни людей в СССР кардинально изменился благодаря урбанизации и развитию промышленности. Но из быта исчезли именно «мужские» работы: нет больше никакой необходимости выращивать пшеницу, чтобы испечь хлеб, или строить дом, чтобы обрести крышу над головой. Однако круг «женских» работ лишь незначительно сократился.
В книге «Труд и быт советских женщин» приводятся следующие данные: в 1978 году мужчины тратили в неделю на домашний труд 11 часов, женщины — 26. А вот актуальные цифры Национального института статистики: у женщины на «вторую смену» уходит 26,5 часа в неделю, у мужчин — 14. То есть прошло без малого полвека, но женщины продолжают тратить на неоплачиваемую домашнюю работу почти в два раза больше времени, чем их супруги.