Совместное творчество: как искусство пришло в индустрию красоты
Приобрести шедевр мировой живописи или работу модного художника могут единицы. Другое дело — репродукции картин на упаковках мыла, флаконах духов и баночках крема. Это вполне позволительная роскошь. К тому же подобные коллаборации сегодня не редкость. «Правила жизни» рассказывают о точках соприкосновения мира искусства и индустрии красоты.
Коллаборации художников и бьюти-брендов не тренд последнего десятилетия. Все началось еще до нашей эры. Загляните в отдел археологии Пушкинского музея. Причудливые каменные или керамические флаконы в виде животных, найденные на территории современных Египта и Сирии, вполне тянут на статус шедевров. Особенно если сделать скидку на почтенный возраст. В таких сосудах хранили мази, минеральные краски (прообраз средств макияжа) и ароматные смолы. Во II веке до н. э. в Месопотамии выплавляли стеклянные бутылочки с узким горлышком. Их украшали причудливым орнаментом с помощью стеклянных нитей разных оттенков. В Древней Греции на сосудах для аромамасел и притираний делали рисунки, рассказывающие о запахе.
Со временем создание посуды для духов и косметики стало отдельным видом прикладного искусства. И своего пика он достиг в XVIII–XIX веках. Тогда парфюмерия была доступна немногим, а флаконы в виде зверей, птиц, цветов и фруктов богато украшали ручной росписью, серебром, золотом, кораллами и полудрагоценными камнями. Выкинуть такую роскошь, когда духи заканчивались, рука не поднималась. Поэтому флаконы были многоразовыми и не ассоциировались с конкретным ароматом.
Все изменилось в начале XX века, когда парфюмерия стала более массовой и у каждой композиции появилось свое запоминающееся обрамление. Впрочем, флаконы тех лет все еще были тесно связаны с искусством и отражали его главные тенденции. Ювелир и стеклодув Рене Лалик прославился причудливыми хрустальными флаконами, сочетавшими элементы ар-нуво и ар-деко. А стекольная фабрика Baccarat активно использовала приемы авангарда: их флаконы выделяет строгая геометрия и функциональность. Сегодня эти творения уходят на аукционах за немалые деньги.
Параллельно индустрия красоты и мир искусства нашли еще одну точку соприкосновения – рекламные плакаты. В 1886 году английский художник Джон Эверетт Милле запечатлел своего внука, пускающего мыльные пузыри. Картина называлась «Мир ребенка». Через год владелец популярной торговой марки мыла Pears выкупил права на нее, чтобы использовать в рекламных целях. Это был первый подобный случай в истории. Картину переименовали в «Мыльные пузыри» (Bubbles), немного видоизменили и добавили логотип компании. Поступок Милле поняли далеко не все, коллеги по цеху обвиняли его в предательстве своего таланта. А родной сын пытался препятствовать публикации рекламы, но у него на это не было никаких прав.
Однако Милле, продавшему в рекламных целях всего одну картину, было далеко до Альфонса Мухи. Чешский модернист рисовал рекламные плакаты спектаклей, пива, сигарет, шоколада, велосипедов и, конечно же, духов. В свое время его работы, а также афиши Анри Тулуз-Лотрека, Казимира Малевича и Валентина Серова перевернули представление о коммерческом искусстве. А союз иллюстратора Рене Грюо и дома Dior, кажется, и вовсе был заключен на небесах. В 1947 году Кристиан Диор заказал Грюо рекламу своего первого аромата Miss Dior. Так появились два знаменитых образа – лебедь в жемчужном ожерелье и тонкая рука в перчатке, – которые по сей день ассоциируются с модным домом. Сотрудничество продолжилось и после смерти Диора. Лаконичные, но