«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции
Аландские острова, 2015 год. Видеозапись затонувшей субмарины, сделанную глубоководным аппаратом поисковой группы Ocean X Team, первыми посмотрели шведские военные. «Тут очень чистая и холодная вода, – рассказали дайверы. – Подлодка сохранилась в ней практически в неизменном виде, и поначалу мы засомневались – может, она современная»? Выяснилось все быстро: на глубине 87 м действительно лежали останки российской подлодки, но затонувшей еще 99 лет назад. На боку отчетливо читалось: «СОМЪ».
1905 Японское море
29 апреля, находясь в боевом патрулировании в 70 милях южнее Владивостока, моряки заметили пару двухтрубных японских миноносцев. Капитан «Сома» князь Владимир Трубецкой отдал команду на погружение и выход в атаку. Однако заметили опасность и сигнальщики японцев. Корабли развернулись и быстро набрали полный ход, и когда подлодка поднялась «под перископ», находились уже вне ее досягаемости. И хотя схватка не состоялась, встреча оказалась запоминающейся: по данным историка флота Эдуарда Игнатьева, это было первое столкновение русской субмарины с реальным противником.
Серия «СОМ»
- Производство: Невский судостроительный завод, Elecric Boat Co., 1904−1907 гг.
- Представители: «Сом» (1901 г.), «Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Стерлядь», «Судак», «Щука».
- Водоизмещение: надводное 105 т, подводное 124 т. Размеры: 19,8 х 3,6 х 2,9 м.
- Глубина погружения: 30 м. Полный надводный ход: 8,5 узла, 430 миль (ДВС, 160 л.с.).
- Полный подводный ход: 6 узлов, 40 миль (электродвигатель, 70 л.с.). Вооружение: 457-мм трубный ТА (боезапас 3 торпеды).
1873−1901 Лимерик — Нью-Йорк
Новорожденный «Сом» носил имя «Фултон», в честь конструктора, который еще в 1800 году создал одну из первых работающих моделей подводных лодок. На его «Наутилусе» впервые использовались горизонтальные рули и гребной винт, имелся запас сжатого воздуха и даже раздельные двигатели для надводного и подводного хода.
Одним из последователей Роберта Фултона оказался бежавший в США ирландский националист Джон Холланд. Судя по всему, он знал всего две страсти — любовь к механике и ненависть к англичанам, и после впечатляющих известий о первых опытах боевого применения подлодок они слились в одну. В субмаринах Холланд увидел средство разгромить непобедимый «Гранд-Флит». Земляки Холланда быстро оценили эту возможность, и «Братство фениев» стало спонсором его первых разработок. При их поддержке инженер одну за другой создал несколько моделей, экспериментируя с конструкциями и двигателями. Но главная находка случилась в 1881 году, когда Холланд разместил на подлодке аппарат для метания мин, прообраз торпедных аппаратов всех последующих поколений. И если над первой моделью Холланда еще подшучивали, дескать, «один чудак из Лимерика построил себе плавучий гроб», то оснащенная тремя торпедами «Холланд-6» уже была принята на службу ВМФ США.
Но с успехом пришли и проблемы. В 1900 году у изобретателя возник конфликт с инвесторами, купившими его Holland Torpedo Boat Co. Холланда выдавили из компании и, когда он ушел в отставку, стерли память о нем даже из названия, превратив фирму в Electric Boat Co. «Фултон», построенный в 1901 году, стал девятой и последней подлодкой Холланда, работу над которой он успел довести до конца.