Как инвестировать в EdTech с пользой для общества
Все чаще инвесторы, прежде чем принять решение о вложении в тот или иной проект, задумываются не только о прибыли, но и о том, какую социальную ценность несёт бизнес. О том, все ли инвестиции в образование можно считать «импактом» и как устроен рынок EdTech сегодня, Inc. узнал у спикеров конференции YaC/e 2021 — Ильи Залесского, руководителя образовательных сервисов «Яндекса», и Жюльнар Асафари, создательницы и руководителя Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь».
Российский EdTech: объёмы, прогнозы, крупные сделки
Российский EdTech-рынок смело можно называть растущим. По данным исследования SmartRankling, суммарная выручка топ-100 российских EdTech-компаний во втором квартале 2021 года составила более 15,3 млрд рублей. Это на 25% больше, чем в начале года, и почти в два раза больше, чем во втором квартале 2020 года. А по прогнозу компании Holon IQ, к 2025 году совокупный объём образовательного рынка составит 7,3 трлн долларов.
«Инвесторам важно „зайти“ на рынок на ранней стадии, пока он ещё не переоценен и на нём можно заработать». Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов «Яндекса»
Традиционно самые привлекательные ниши для инвестирования в российском EdTech, согласно данным исследования EdMarket, — школьное (27%) и дополнительное профессиональное образование (20%), а также языковое (20%) и корпоративное обучение (11%).
За последний год среди интересных сделок уже известных на рынке компаний — российская платформа Novakid, которая привлекла 35 млн долларов от инвесторов на экспансию на азиатский рынок и разработку образовательного контента. А профориентационная платформа «Профилум», которая с помощью психометрического тестирования помогает подросткам определиться с направлением деятельности, привлекла 130 млн рублей от АФК «Система».
Кроме того, к инвестированию в EdTech подключаются госкорпорации. В июле 2021 года стало известно, что структуры «Ростеха» планируют создать фонд объемом 3-4 млрд рублей для инвестиций в проекты онлайн-обучения и цифровизации рекрутинга на поздних стадиях. На данный момент корпорация ищет венчурных партнёров в России и за рубежом.
Что интересно, объёмы рынка увеличиваются не только за счёт роста капитализации уже существующих игроков, но и благодаря новым компаниям. Например, в августе МТС совместно с другими инвесторами вложили 242 млн рублей в EdTech-платформу для женщин «Академия перемен». Привлечённые средства планируют пустить на развитие продуктовой линейки и начало международной экспансии на рынки Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
А крупные стратеги рынка Mail.ru Group, «Сбер», «Севергрупп» и «Яндекс» формируют свои экосистемы, создавая или покупая образовательные проекты, которые постепенно начинают приносить компаниям заметную долю в выручке.
При этом, как отмечает Holon IQ, постоянный рост объёма венчурных инвестиций в EdTech приводит к тому, что всё больше образовательных стартапов выходят на IPO. Например, в июле 2021 года платформа по изучению иностранных языков Duolingo провела IPO на 520 млн долларов, получив оценку выше 3,4 млрд долларов. А зарубежный сервис Coursera провёл первичное размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже в марте, продав 15,7 млн акций по цене 33 доллара за акцию, и привлёк тем самым 519 млн долларов.
Несмотря на высокие темпы роста, доли финансовых вложений на рынке образования всё ещё распределены в пользу офлайна:
«Если мы посмотрим, например, на рекламный рынок, то увидим, что внимание людей и деньги, которые они тратят, распределены примерно одинаково. То есть люди проводят 50% времени, слушая радио в онлайне, и 50% рекламных бюджетов уходит в онлайн. При этом если посмотреть на то же самое распределение в сфере образования, то мы увидим, что уже 50% времени люди тратят на образование в онлайне, а денег туда по-прежнему уходит довольно мало». Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов «Яндекса»
При этом многие думают, что EdTech — синоним онлайн-образования, но на самом деле это понятие гораздо шире. Помимо онлайн-курсов и образовательных приложений EdTech включает в себя множество цифровых инструментов и технологических решений, которые повышают эффективность образовательного процесса. Например, VR-тренажёры, платформы для корпоративного обучения, приложения, интерактивные доски и не только: