«Событие» — драма про женскую травму и подпольный аборт, победившая на фестивале в Венеции. Рассказываем, зачем ее нужно смотреть
В прокат выходит французская драма «Событие», внезапно для многих получившая главный приз на кинофестивале в Венеции в прошлом году. Фильм режиссера Одри Диван поставлен по одноименной книге воспоминаний француженки Анни Эрно, которая пишет о своем подпольном аборте в начале 1960-х. И книга Эрно, и фильм Диван — о том, что насилие над собой и риск собственной жизнью — опыт, который остается с женщиной на всегда, и беда, у которой нет срока давности. Кинокритик Алиса Таежная сравнивает фильм и книгу и рассказывает, почему «Событие» — важный, честный и, к сожалению, все еще актуальный фильм с однозначным политическим посланием.
Для молодой девушки, рожденной в обычной французской семье на руинах Второй мировой, образование — единственный шанс вырваться к хорошей профессии и достойному будущему. По крайней мере, так думает Анни, поступившая в университет на гуманитарное отделение. Книга воспоминаний Анни Эрно «Событие», написанная через четыре десятилетия после пережитого аборта, — о том, как резко жизнь молодой и уязвимой девушки делится на до и после из-за случайной беременности. До — планы на профессию и академическую карьеру, студенческие тусовки, подруги и возможные романтические отношения. После — страх разоблачения, травма на всю жизнь, ощущение неотвратимой несправедливости и общественной стигмы.
Не оправдываясь и не рефлексируя над абортом как таковым, Анни Эрно подробно, но достаточно сухо рассказывает об инстинктивных реакциях, резких порывах к действию, нелегальных поисках помощи, в каждом абзаце переходя к новой части сюжета. «Событие» — книга короткая, но стремительная, с маршрутом действия. Путь главной героини к прерыванию беременности — преступный по меркам общества, неровный, нелогичный, наполненный тревогой — обусловлен только внешними ограничениями. Узнав о своей беременности, Анни ни на минуту не задумывается о том, чтобы оставить ребенка. Никакого внутреннего диалога, решение однозначно и бесповоротно: путь Анни похож на извилистую компьютерную игру, где пункт назначения очевиден и необходимо только дойти до цели, сохранив жизнь и увернувшись от спонтанных антигероев и препятствий. Полного сочувствия и принятия Анни не находит, она — одиночка в этой дороге: и акушерка, пришедшая