Виталия Пушницкого называют одним из самых дорогих современных художников страны

Собака.ruКультура

Виталий Пушницкий

Художника, философа и писателя Виталия Пушницкого называют не иначе как одним из самых дорогих современных художников страны. А он как будто не замечает пышных определений в свой адрес, сосредоточившись на внутренних поисках в своей мастерской у Никольского собора. Результат — грандиозная персональная выставка «Орфей в Аиде» в Marina Gisich Projects, где кроме 90 живописных работ Пушницкий показал видеоарт и 9-метровую инсталляцию. Он экспериментирует не только с формой, но и с нарративом: в этом году художник опубликовал свое третье философское эссе «Пятница» с иллюстрациями — продолжение очень красивой серии трактатов об искусстве. Хороший старт для тех, кто мечтает о работах Пушницкого: стоит начать с коллекции его книг-альбомов.

Креативный директор «Собака.ru» Ксения Гощицкая и команда выпустили арт-дроп «Коллекционировать искусство» (специальное издание о современных художниках и тех, кто приобретает их работы в свои частные собрания), и выяснилось, что число коллекционеров, которые мечтают о холстах Пушницкого, растет в геометрической прогрессии. О чем мечтает сам Виталий, решила уточнить Ксения.

«Плиний сетовал, что роскошь частных домов оскорбляет храмы»

Вы работаете с самыми разными медиа — видеоартом, инсталляциями, стрит-артом. А ведь художник от античности до XX века часто оставался в рамках не просто одного медиа, но и даже одной техники. Мастер живописной светотени оттачивал ее до совершенства, чтобы блик на лимоне был самым идеальным бликом, превосходящим реальность. Что вами движет выходить за рамки холста? Невероятно увеличившаяся палитра средств?

Палитра не увеличилась, наоборот, ее потеряли. Раньше я был более разнообразен, сейчас намеренно стараюсь остановиться. Понимаете, сравнивать нас с художниками прошлого — бессмысленно. Изменилось абсолютно все: контекст, ментальность, восприятие и задачи живописи. Когда-то она играла роль передового медиа, которое было глазами общества. Сейчас живопись не является ни глазами, ни передовым медиа. Лимон никто не рисует, тем более никому не нужны блики на лимоне. Безусловно, есть какие-то сумасшедшие реставраторы, которые делают копии в Эрмитаже, но мы сейчас говорим о... Все равно, получается, я говорю о себе.

Давайте попытаемся представить, что мы закладываем в потенциал искусства? Не только ценность самого изображения, но и надбавленную смысловую стоимость. Какой-нибудь древний грек, для того чтобы написать лимон, должен был найти, а может, обменять на еду драгоценный пигмент, растолочь его в ступе, потом смешать с маслом на какой-то доске. Все это было невероятно затратно физически, бесконечной жертвой. Много ли искусства мы видели в наших деревнях? Очень мало. Потому что оно было роскошью. И, естественно, когда человек занимался искусством, то вкладывал что-то больше себя, что-то божественное, да? Почти религиозное, хотя изображаться могли и светские сюжеты. А какой контекст мы накладываем на визуальное сегодня? Смыслы. Без них жить можно, но тогда нужно забыть о себе, о том, что время закончится, и существовать спокойно, как бы в беспамятстве. Но как только ты вспоминаешь о смыслах, нужен нехилый фундамент, чтобы устоять, иначе крыша поедет. Потому и существуют либо безумные художники, либо очень умные художники.

Вы себя к каким относите?

Думаю, я человек, который медленно стремится к безумию. К уму мне уже явно не прийти, а к безумию есть еще надежда. Сейчас у художников столько возможностей, а они не могут ими воспользоваться. А главное — утратили смыслы!

Потому что распылились?

Плиний говорил: «В старые добрые времена живопись была искусством», — а потом в Риме она выродилась в зрелище. Император Нерон захотел свой портрет величиной со стадион, при Октавиане Августе заказчики мечтали запечатлеть себя в мраморе и на меньшее были не согласны. И полемика была такая: хочу лучше, чем у соседа! И чем это все кончилось? Если императоры были расточительны, то вельможи оказались еще хуже. Плиний сетовал, что роскошь частных домов оскорбляет храмы. Как видите, этот процесс утраты искусства постоянен и замечен уже довольно давно.

Важно, что мы назначаем искусством, чего требуем от него. Развлекаться? Ублажать какие-то свои эстетические потребности? Или что-то большее? Диапазон сегодня настолько увеличился, критерии растянулись, что мы уже не можем договориться общественно, у каждого из нас будет свой запрос. Вспомните, как Вальтер Гропиус (теоретик модернизма, один из основателей и директор Bauhaus, художник-педагог. — Прим. ред.) описывал искусство. Он говорил, что это вовсе не свобода делать то, что хочется. Искусство — это строгое определение границ и свободное в них передвижение. Чем уже границы, тем выше становится искусство. Ограничения идут на пользу: ты можешь сконцентрироваться. Когда у тебя много инструментов, ты не можешь их освоить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Женщины меняют Петербург Женщины меняют Петербург

Женщины Петербурга строят мосты, изобретают лекарства и развивают инклюзию

Собака.ru
Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок

Творческий путь Анджелины Джоли: от саморазрушения до благотворительных проектов

Forbes
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Юрий Музыченко Юрий Музыченко

Музыкант, актер театра «Лицедеи»‎ и фронтмен группы The Hatters Юрий Музыченко

Собака.ru
Разбор провальных технологий: технопатологоанатом Разбор провальных технологий: технопатологоанатом

Истории, которые могли бы стать прорывными, но так и не стали

ТехИнсайдер
5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество 5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество

Книги об экзоскелета, чипировании и не только

Maxim
Записки отельера: история о том, как правильно зайти «не в ту дверь» Записки отельера: история о том, как правильно зайти «не в ту дверь»

Отельер вспоминает случай о топографическом дезориентировании

Правила жизни
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
9 книг о русском фольклоре и мифологии, которые читаются на одном дыхании 9 книг о русском фольклоре и мифологии, которые читаются на одном дыхании

Русский фольклор — неисчерпаемый источник вдохновения и знаний о нашем прошлом

Maxim
Как заставить собаку перестать есть фекалии Как заставить собаку перестать есть фекалии

Почему собаки становятся капрофагами и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Супермену — 86 лет. Чем супергерой похож на русских богатырей и Христа Супермену — 86 лет. Чем супергерой похож на русских богатырей и Христа

Ницше, Христос и русские богатыри: как появился архетип Супермена

СНОБ
Мир принял научный «Вызов» Мир принял научный «Вызов»

Национальная премия в области будущих технологий преодолевает границы

Деньги
Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

5 шагов к экосаду: основные правила и запреты

Лиза
Не бескрайние леса Не бескрайние леса

Как добывать лес, чтобы при этом его становилось больше?

Наука и жизнь
6 фраз, которые говорят себе психологически сильные люди 6 фраз, которые говорят себе психологически сильные люди

Проверьте, можно ли считать вас стойким оловянным солдатиком

Maxim
Паек Петра Великого Паек Петра Великого

Сколько зарабатывали первые российские академики

Деньги
Одна тысячная шанса: сколько хоккеистов и футболистов в России стали миллионерами Одна тысячная шанса: сколько хоккеистов и футболистов в России стали миллионерами

Сколько игроков добираются до большого спорта и становятся миллионерами

Forbes
Коллекция космических диковин: кольца и внутренняя часть системы Сатурна Коллекция космических диковин: кольца и внутренняя часть системы Сатурна

Сатурн: необычные кольца, спутники-пастухи и виртуальные спутники

Наука и техника
Гайки и байки: внук Церетели назвал любимые работы своего деда Гайки и байки: внук Церетели назвал любимые работы своего деда

Внук Зураба Церетели выбирает 7 скульптур своего деда

СНОБ
Роман Ротенберг Роман Ротенберг

Роман Ротенберг возглавляет команду-лидер Континентальной хоккейной лиги

Собака.ru
Стресс и месячные Стресс и месячные

Как нервное напряжением влияет на менструальный цикл

Лиза
Секрет свежести Секрет свежести

5 правил сушки белья, которые стоит знать каждому

Лиза
Все сложно: топ-5 новых фильмов о семейных конфликтах Все сложно: топ-5 новых фильмов о семейных конфликтах

Фильмы, фокусирующиеся на сложных родственных отношениях

Psychologies
Жанна Бадоева: «Только оставаясь собой, можно развиваться и идти вперёд» Жанна Бадоева: «Только оставаясь собой, можно развиваться и идти вперёд»

Жанна Бадоева – о жизни в Италии и об отношении к хейту в соцсетях

Здоровье
5 популярных физических упражнений, от которых вреда больше, чем пользы 5 популярных физических упражнений, от которых вреда больше, чем пользы

Пять самых опасных упражнений, которые многие делают неправильно

Maxim
Мир разными глазами Мир разными глазами

Глаза по устройству сродни фотоаппарату, но техника за природой не угнаться

Наука и жизнь
Чем бальзам для волос отличается от кондиционера и что лучше выбрать Чем бальзам для волос отличается от кондиционера и что лучше выбрать

Бальзам и кондиционер: различия в составе и принципе действия

РБК
Как противостоять агрессивным манипуляторам: 4 тактики и способы реагирования Как противостоять агрессивным манипуляторам: 4 тактики и способы реагирования

Советы, которые помогут вам выстоять перед агрессивными манипуляторами

Psychologies
«Плохое поведение»: драма об утерянной связи матери и дочери с Дженнифер Коннелли «Плохое поведение»: драма об утерянной связи матери и дочери с Дженнифер Коннелли

«Плохое поведение»: драма о матери и дочери, которые вновь обретают друг друга

Forbes
Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал» Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал»

«Мы не копили деньги, я не дарил Кате бриллианты и шубы»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении