«У метавселенной должны быть свои кирпичики»
XR-эксперт Иван Пузырев о том, зачем городу нужен цифровой слой и как перенести Петербург в метавселенную
Одним из слов 2021 года стала metaverse, или метавселенная: блогеры и медиа клюнули на удочку переименовавшегося фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), обещающего будущее, в котором вашей персональной информацией будут злоупотреблять еще больше.
Цифровые вселенные — это часть индустрии так называемых смешанных реальностей, включающих дополненную (AR) и виртуальную (VR).
Как дополненная реальность помогает урбан-активистам, зачем корпорации воюют за «облака точек» и причем здесь блокчейн: куратор и исследователь Виктор Вилисов специально для «Собака.ru» поговорил с Иваном Пузыревым, экспертом по смешанным реальностям и сооснователем стартапа Arhead. С помощью его компании в ноябре Эрмитаж выпустил «первую цифровую выставку в метаверсе», которая, как и десятки предшествующих первых цифровых выставок, предлагала возможность посмотреть на двухмерные работы в цифровом трехмерном пространстве и при желании приобрести любую из них.
У тебя на сайте есть описание AR-краудсорсинг-приложения, которое позволило бы горожанам выбирать из нескольких ландшафтных объектов — типа урны, фонаря, лавочек, — размещать их в окружающей среде при помощи технологии дополненной реальности и голосовать за понравившиеся. Мне кажется, это крутая форма тактического урбан-активизма. Каков статус проекта сейчас?
Проект основан на идее цифрового слоя, наложенного поверх физического пространства города; для взаимодействия с этим слоем нам нужны новые инструменты и технологические решения. Мы в Arhead называем это направление city-scale AR, или дополненная реальность городского масштаба. Какая в ней будет отображаться информация — зависит от периода в будущем, в который мы хотим заглянуть. Сперва в цифровом слое города, вероятно, появится цифровое искусство, как раз такими проектами мы сейчас занимаемся в Дубае. Затем — навигация, как первый очевидный функционал, который позволит сформировать так называемую цифровую привычку. И далее уже можно представить формы тактического урбанизма.
Концепт и прототип проекта были неким видением будущего, к которому нужно подтянуть настоящее. Назовем проект формой спекулятивного дизайна. Сейчас он ожидает готовности девайсов и готовности людей к использованию, как и сотни других кейсов применения дополненной и виртуальной реальности. Мы протестировали его на нескольких группах людей, получили отличную обратную связь от пользователей, так как AR по-прежнему имеет шлейф WOW-эффекта. Но выпускать такой продукт на рынок слишком рано. Сперва, как я говорил выше, должна появиться пользовательская привычка, такая же, как сканирование QR-кодов или бесконтактная оплата, — мы привыкли и теперь не можем иначе. Так же должно произойти с XR (AR + VR + MR) в целом и в частности с AR, как наиболее интересной для меня сейчас технологией.
Расскажи про похожие истории на стыке XR и урбанизма. Знаю, что есть проекты про сохранение наследия, восстановление ландшафта после катастроф, AR-памятники. А что еще?
Проектов действительно становится больше, но вопрос в количестве пользователей: зачастую примеры в разных городах имеют тысячи или даже только сотни пользователей и еще столько же просмотров на YouTube, но в целом не имеют значительного охвата. Исключением можно назвать феномены Ingress, Pokemon Go или Google Maps AR, масштаб которых превышает 100 миллионов человек. Один из проектов, который мы сейчас ведем в OAЭ совместно с департаментом культуры Дубая, основан на концепте города как галереи: в городе будут размещены физические стелы с QR-кодами, при наведении на которые любой пользователь сможет увидеть цифровую скульптуру без необходимости устанавливать приложение или где-то регистрироваться. Мы выступаем инициаторами этого проекта и одновременно техническим оператором и куратором, так как пул художников, работающих именно в дополненной реальности, крайне ограничен и только начинает увеличиваться: все больше художников хотят иметь возможность показать свои работы именно в пространстве города, придать цифровому артефакту новый контекст.