Когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география

Собака.ruКультура

Новая матрица

Международная арт-ярмарка, библиотеки с роботами, судьба граффити в Петербурге и орден Курентзису: вице-губернатор Борис Пиотровский встретился с делегацией «Собака.ru» в Смольном и рассказал, когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география.

Текст Яна Милорадовская, Ксения Гощицкая, Михаил Стацюк. Фото Данил Ярощук

Стацюк: В январе 2022-го мы отмечаем год с момента, как вас назначили вице-губернатором. Теперь работники культуры здороваются с вами приветливее?

Пиотровский: Честно говоря, они со мной всегда неплохо здоровались. Чиновники, безусловно, стали здороваться лучше. Кто-то просто стал здороваться. А вообще столько работы, что ни на какие личные моменты внимания не обращаешь. Приоритеты другие.

Гощицкая: То есть нет места эмоциям в комитетах по культуре и спорту?

Пиотровский: Есть, конечно, место эмоциям. Только смерть разлучит меня с желанием шутить примерно всегда. Понимаете, я не успеваю есть и спать, но на ироничные подколы коллектива всегда найду время.

Гощицкая: Познакомьте нас с вашей командой.

Пиотровский: У Комитета по культуре команда одна, у Комитета по спорту — другая. А команда аппарата вице-губернатора — предмет моей особой гордости. Особенно потому, что в ней нет ни одного мужчины. Теперь вы точно не сможете сказать, что в Администрации не следят за мировой повесткой!

Милорадовская: Вы пошли по пути куратора Дмитрия Озеркова (глава Отдела современного искусства Эрмитажа и проекта «Эрмитаж 20/21», директор musicАeterna в России. — Прим. ред.).

Пиотровский: Такая мысль не приходила мне в голову. Дмитрий — наш частый гость: приходит, восхищается коллективом и уходит. Мы, кстати, обсуждаем много совместных проектов, в том числе по взаимодействию с Домом Радио и коллективом musicAeterna — помогаем с площадками, поддержкой, субсидиями.

Стацюк: Не проекту «Эрмитаж 20/21»?

Пиотровский: Эрмитаж и так прекрасно справляется. А Дом Радио — особенное место, очень петербургское, которое мы любим и ценим.

Милорадовская: Давайте поговорим о новой матрице.

Пиотровский: О фильме Вачовски?

Милорадовская: О стратегии — вашей и подведомственных вам комитетов. Потому что мы пока эту новую матрицу не считываем, а очень хочется.

Пиотровский: Разработка стратегии и концепция развития культуры Петербурга — это то, с чего я начал свою работу здесь, в кабинете Смольного. Это сложная и долгая история, в которой задействовано множество учреждений культуры — городские, частные, федеральные. Все они должны быть объединены этой концепцией и взаимодействием друг с другом на системной основе. Мы привлекли к разработке этой системы экспертов — экономистов, искусствоведов, руководителей музеев и театров — и даже почти пришли к какой-то окончательной версии. Думали, поставили на ней точку, но оказалось, что крест. Шучу.

Милорадовская: Супрематизм! Что произошло?

Пиотровский: Мы разослали черновую концепцию, доведенную до 90 процентов готовности, — по крайней мере, так нам показалось. Потом собрали экспертные советы по каждому направлению, десятки часов обсуждали ее на заседаниях, давая высказаться каждому. А надо сказать, наши культурные деятели чаще имеют критический настрой по многим вопросам, и в этом ничего плохого нет. Выслушали всех. И решили, что стоит концепцию отозвать. Мы поняли, что в ней нет глобального видения. Сейчас будем ее дорабатывать, в том числе с учетом выводов доклада «Новая культурная география».

Милорадовская: Хорошая новость, что концепция уже зреет где-то в недрах Смольного. Чего-то такого не хватало уже лет десять. «Петербург не вписался в “культурный поворот”», «Необходимо вернуть городу роль национального авангарда», у нас нет ни биеннале, ни арт-ярмарки — вот о чем, если вкратце, доклад «Новая культурная география Санкт-Петербурга», опубликованный на сайте ЦСР СЗ.

Пиотровский: Да, я бы точно хотел подробнее проработать тему культурной географии, которая, по моему мнению, должна стать элементом плана развития Петербурга, в том числе и децентрализации — развития культурных институций в удаленных районах. Кроме того, нас интересует создание мультикультурных пространств, которые объединяли бы креативные индустрии, — это одно из самых актуальных направлений, и мы поможем ему развиваться быстрее и качественнее. Сейчас в Петербурге есть Новая Голландия, Дом Радио. Хороший пример — «Севкабель Порт»: за несколько лет частная институция из барно-ресторанно-тусовочного пространства выросла в творческий кластер с галереями и мастерскими. И мы будем делать схожие проекты на уровне государственных учреждений — сейчас занимаемся комплексом зданий на Думской улице. Башня на Невском проспекте уже открыта, на нее можно подняться, а реконструкция и реставрация помещений завершится к 2024–2025 году. Башня станет символом нового современного межкультурного пространства Петербурга, которое будет совмещать образовательные, театральные, музейные проекты. И мы надеемся, что насытим весь город такими проектами.

Милорадовская: Чем конкретно будем насыщать Думскую?

Пиотровский: Совершенно точно не моя задача определять кураторское видение. Максимум, что я могу себе позволить, — найти на эту позицию человека или сформировать комиссию, которая его назначит. Поймите, на самом деле, это очень важный момент: чиновники не должны заниматься художественными вопросами. В рассмотрении субсидий, в запросах на киногранты — из всех комиссий по вопросам культуры мы убираем чиновников. Да, в этой системе есть один нюанс — те, кто принимает участие в рассмотрении заявок, не могут сами подаваться. И это проблема. Как правило, деятелям культуры веселее самим подавать заявки, а не сидеть и бесплатно их разбирать. Но именно по этому пути мы идем и будем идти.

Стацюк: О каких суммах идет речь?

Пиотровский: В этом году у нас рекорд: Комитет по культуре выдал субсидий НКО на организацию и проведение проектов на один миллиард рублей. Раньше суммы были в пределах 700–800 миллионов. Более того, в 2022-м бюджет будет увеличен на 16 процентов, в три раза будут увеличены расходы на капитальный ремонт, реставрацию зданий учреждений — для меня это серьезное фактическое достижение. Важный кейс, который уже реализован, — отдельная строка на поддержку некоммерческих частных театров, раньше им приходилось конкурировать с музеями и фестивалями. В этом году на основании заявок помощь получили 37 театров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Гусева: Екатерина Гусева:

Екатерина Гусева — о театре, новых ролях и сериале «Бригада»

Караван историй
Песенка смета Песенка смета

Разбираемся в масштабной афере с авторскими правами на YouTube

Esquire
Екатерина I — первая императрица Екатерина I — первая императрица

Пётр I не оставил распоряжений о своём преемнике во власти

Дилетант
Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм Историк развеял 8 мифов о Титанике, которые породил культовый фильм

Единственная правда в культовом фильме о Титанике то, что он затонул

Playboy
Как инженер из Саратова создал компанию на рынке водородной авиации и привлек $10 млн Как инженер из Саратова создал компанию на рынке водородной авиации и привлек $10 млн

Алексей Иваненко начинал свою карьеру менеджером по рекламе в «Роснано»

Forbes
ТОП-5 ошибок в ремонте кухни, из-за которых ты переплатишь дважды ТОП-5 ошибок в ремонте кухни, из-за которых ты переплатишь дважды

Разбираемся в том, какие ошибки чаще всего встречаются при ремонте кухни

Лиза

Продукты, которые канули в лету

Популярная механика
Ввязаться в дело Ввязаться в дело

Мужчина, который вяжет, вызывает чувство удивления и умиления

Домашний Очаг
Выживут только блокчейны: зачем криптоискусству понадобились NFT-токены Выживут только блокчейны: зачем криптоискусству понадобились NFT-токены

В мире только и разговоров, что о криптовалюте и NFT-токенах

Популярная механика
Мужчина сегодня Мужчина сегодня

Что такое мужественность в наши дни и почему ее переосмысление необходимо?

Домашний Очаг
Успешный успех на бумаге: полезны ли книги по саморазвитию Успешный успех на бумаге: полезны ли книги по саморазвитию

Почему чуда от книг по саморазвитию не происходит?

Популярная механика
Не в игры играют Не в игры играют

Гейминг — это не только развлечение, но и большой спорт и бизнес

GQ
Художник на все времена Художник на все времена

На выставку «Михаил Врубель» я пришла в один из первых дней её работы

Наука и жизнь
Сергей Беляков: Парижские мальчики в сталинской Москве. Летний день Мура Эфрона Сергей Беляков: Парижские мальчики в сталинской Москве. Летний день Мура Эфрона

Отрывок из книги Сергея Белякова — о сталинской эпохе с позиции русских парижан

СНОБ
Болевая «Почка»: почему все обсуждают новый российский сериал о женщине-коррупционере Болевая «Почка»: почему все обсуждают новый российский сериал о женщине-коррупционере

Почему сериал «Почка» наделал много шума

Forbes
Топ-10 фактов о мадагаскарской руконожке Топ-10 фактов о мадагаскарской руконожке

Ай-ай — это не возглас, который издает человек при виде этого необычного зверька

Популярная механика
Соль земли Соль земли

Полезные ископаемые, в которых отразилась история планеты

Вокруг света
Как скрыть свой номер в Телеграме с телефона и компьютера: пошаговые действия Как скрыть свой номер в Телеграме с телефона и компьютера: пошаговые действия

Разбираемся, как защитить свою приватность в телеграме

Playboy
5 ситуаций, когда робот-пылесос окажется бесполезной тратой денег 5 ситуаций, когда робот-пылесос окажется бесполезной тратой денег

Ситуации, когда покупка робота-пылесоса не даст никакого результата

CHIP
Бренд и лояльность клиентов ценнее финансов: история любимой покупки Баффета — кондитерской See’s Candys Бренд и лояльность клиентов ценнее финансов: история любимой покупки Баффета — кондитерской See’s Candys

Как кондитерская See’s Candys появилась и расцветала

VC.RU
Игра фактур Игра фактур

Современный, функциональный интерьер с яркими акцентами

SALON-Interior
Главное – говори! Главное – говори!

Чулпан Хаматова празднует 15-летие фонда «Подари жизнь»

Harper's Bazaar
Реакция на серебро: почему второе место фигуристки Щербаковой важнее любого золота Реакция на серебро: почему второе место фигуристки Щербаковой важнее любого золота

Половина мира не верила в успех Ани Щербаковой, но она расставила всех по местам

Maxim
Вокруг света Вокруг света

Интерьер квартиры, в котором все завязано на игре света и тени

AD
Как бывший олигарх Мухтар Аблязов превратился в «лидера протестов» в Казахстане Как бывший олигарх Мухтар Аблязов превратился в «лидера протестов» в Казахстане

Как Мухтар Аблязов стал олигархом, а потом беглым преступником и оппозиционером

Forbes
Микроорганизмы выдержали экстремально высокие температуры из-за ускоренного метаболизма Микроорганизмы выдержали экстремально высокие температуры из-за ускоренного метаболизма

Эти микроорганизмы способны существовать при температуре 120 градусов Цельсия

N+1
TikTok без ретуши: как бьюти-марка Glow Recipe заработала $100 млн с помощью соцсетей TikTok без ретуши: как бьюти-марка Glow Recipe заработала $100 млн с помощью соцсетей

Благодаря двум случайным видео в TikTok продажи Glow Recipe подскочили на 600%

Forbes
На черепе средневекового венгерского конного лучника нашли следы незавершенной трепанации На черепе средневекового венгерского конного лучника нашли следы незавершенной трепанации

Найденный археологами мужчина мог быть военным лидером своей общины

N+1
Электронное ночное зрение: как видеть в темноте Электронное ночное зрение: как видеть в темноте

Как электронно-оптические преобразователи позволяют видеть в кромешной темноте

Популярная механика
Как узнать, что за девушка перед тобой, по напитку, который она заказала в баре? Отвечает бармен Как узнать, что за девушка перед тобой, по напитку, который она заказала в баре? Отвечает бармен

Женщины и коктейли, которые они выбирают

Maxim
Открыть в приложении