Когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география

Собака.ruКультура

Новая матрица

Международная арт-ярмарка, библиотеки с роботами, судьба граффити в Петербурге и орден Курентзису: вице-губернатор Борис Пиотровский встретился с делегацией «Собака.ru» в Смольном и рассказал, когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география.

Текст Яна Милорадовская, Ксения Гощицкая, Михаил Стацюк. Фото Данил Ярощук

Стацюк: В январе 2022-го мы отмечаем год с момента, как вас назначили вице-губернатором. Теперь работники культуры здороваются с вами приветливее?

Пиотровский: Честно говоря, они со мной всегда неплохо здоровались. Чиновники, безусловно, стали здороваться лучше. Кто-то просто стал здороваться. А вообще столько работы, что ни на какие личные моменты внимания не обращаешь. Приоритеты другие.

Гощицкая: То есть нет места эмоциям в комитетах по культуре и спорту?

Пиотровский: Есть, конечно, место эмоциям. Только смерть разлучит меня с желанием шутить примерно всегда. Понимаете, я не успеваю есть и спать, но на ироничные подколы коллектива всегда найду время.

Гощицкая: Познакомьте нас с вашей командой.

Пиотровский: У Комитета по культуре команда одна, у Комитета по спорту — другая. А команда аппарата вице-губернатора — предмет моей особой гордости. Особенно потому, что в ней нет ни одного мужчины. Теперь вы точно не сможете сказать, что в Администрации не следят за мировой повесткой!

Милорадовская: Вы пошли по пути куратора Дмитрия Озеркова (глава Отдела современного искусства Эрмитажа и проекта «Эрмитаж 20/21», директор musicАeterna в России. — Прим. ред.).

Пиотровский: Такая мысль не приходила мне в голову. Дмитрий — наш частый гость: приходит, восхищается коллективом и уходит. Мы, кстати, обсуждаем много совместных проектов, в том числе по взаимодействию с Домом Радио и коллективом musicAeterna — помогаем с площадками, поддержкой, субсидиями.

Стацюк: Не проекту «Эрмитаж 20/21»?

Пиотровский: Эрмитаж и так прекрасно справляется. А Дом Радио — особенное место, очень петербургское, которое мы любим и ценим.

Милорадовская: Давайте поговорим о новой матрице.

Пиотровский: О фильме Вачовски?

Милорадовская: О стратегии — вашей и подведомственных вам комитетов. Потому что мы пока эту новую матрицу не считываем, а очень хочется.

Пиотровский: Разработка стратегии и концепция развития культуры Петербурга — это то, с чего я начал свою работу здесь, в кабинете Смольного. Это сложная и долгая история, в которой задействовано множество учреждений культуры — городские, частные, федеральные. Все они должны быть объединены этой концепцией и взаимодействием друг с другом на системной основе. Мы привлекли к разработке этой системы экспертов — экономистов, искусствоведов, руководителей музеев и театров — и даже почти пришли к какой-то окончательной версии. Думали, поставили на ней точку, но оказалось, что крест. Шучу.

Милорадовская: Супрематизм! Что произошло?

Пиотровский: Мы разослали черновую концепцию, доведенную до 90 процентов готовности, — по крайней мере, так нам показалось. Потом собрали экспертные советы по каждому направлению, десятки часов обсуждали ее на заседаниях, давая высказаться каждому. А надо сказать, наши культурные деятели чаще имеют критический настрой по многим вопросам, и в этом ничего плохого нет. Выслушали всех. И решили, что стоит концепцию отозвать. Мы поняли, что в ней нет глобального видения. Сейчас будем ее дорабатывать, в том числе с учетом выводов доклада «Новая культурная география».

Милорадовская: Хорошая новость, что концепция уже зреет где-то в недрах Смольного. Чего-то такого не хватало уже лет десять. «Петербург не вписался в “культурный поворот”», «Необходимо вернуть городу роль национального авангарда», у нас нет ни биеннале, ни арт-ярмарки — вот о чем, если вкратце, доклад «Новая культурная география Санкт-Петербурга», опубликованный на сайте ЦСР СЗ.

Пиотровский: Да, я бы точно хотел подробнее проработать тему культурной географии, которая, по моему мнению, должна стать элементом плана развития Петербурга, в том числе и децентрализации — развития культурных институций в удаленных районах. Кроме того, нас интересует создание мультикультурных пространств, которые объединяли бы креативные индустрии, — это одно из самых актуальных направлений, и мы поможем ему развиваться быстрее и качественнее. Сейчас в Петербурге есть Новая Голландия, Дом Радио. Хороший пример — «Севкабель Порт»: за несколько лет частная институция из барно-ресторанно-тусовочного пространства выросла в творческий кластер с галереями и мастерскими. И мы будем делать схожие проекты на уровне государственных учреждений — сейчас занимаемся комплексом зданий на Думской улице. Башня на Невском проспекте уже открыта, на нее можно подняться, а реконструкция и реставрация помещений завершится к 2024–2025 году. Башня станет символом нового современного межкультурного пространства Петербурга, которое будет совмещать образовательные, театральные, музейные проекты. И мы надеемся, что насытим весь город такими проектами.

Милорадовская: Чем конкретно будем насыщать Думскую?

Пиотровский: Совершенно точно не моя задача определять кураторское видение. Максимум, что я могу себе позволить, — найти на эту позицию человека или сформировать комиссию, которая его назначит. Поймите, на самом деле, это очень важный момент: чиновники не должны заниматься художественными вопросами. В рассмотрении субсидий, в запросах на киногранты — из всех комиссий по вопросам культуры мы убираем чиновников. Да, в этой системе есть один нюанс — те, кто принимает участие в рассмотрении заявок, не могут сами подаваться. И это проблема. Как правило, деятелям культуры веселее самим подавать заявки, а не сидеть и бесплатно их разбирать. Но именно по этому пути мы идем и будем идти.

Стацюк: О каких суммах идет речь?

Пиотровский: В этом году у нас рекорд: Комитет по культуре выдал субсидий НКО на организацию и проведение проектов на один миллиард рублей. Раньше суммы были в пределах 700–800 миллионов. Более того, в 2022-м бюджет будет увеличен на 16 процентов, в три раза будут увеличены расходы на капитальный ремонт, реставрацию зданий учреждений — для меня это серьезное фактическое достижение. Важный кейс, который уже реализован, — отдельная строка на поддержку некоммерческих частных театров, раньше им приходилось конкурировать с музеями и фестивалями. В этом году на основании заявок помощь получили 37 театров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Век Феллини Век Феллини

Феллини. Материал, который интересно читать и по сей день

Playboy
Московская гага Московская гага

Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок

Forbes
90 минут и шесть миллионов жизней 90 минут и шесть миллионов жизней

На Ванзейской конференции был согласован план «решения еврейского вопроса»

Дилетант
Год во время чумы Год во время чумы

Самые зрелищные фото самых зрелищных происшествий 2021 года

Maxim
10 героев кино и сериалов с расстройством множественной личности 10 героев кино и сериалов с расстройством множественной личности

Фильмы и сериал о людях, в чьих головах бывает тесно от обилия «постояльцев»

СНОБ
Актеры, играющие одних и тех же персонажей из фильма в фильм Актеры, играющие одних и тех же персонажей из фильма в фильм

Те, кто из-за внешности или скромных возможностей не выходят из своего амплуа

Maxim
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, девица?

Минималистичная квартира, “согретая” живыми материалами

AD
Зимние развлечения: чем заняться на улице Зимние развлечения: чем заняться на улице

Иди дышать свежим воздухом, а мы предложим лучшие варианты зимних развлечений

Cosmopolitan
«Путеводитель зоолога по Галактике» «Путеводитель зоолога по Галактике»

Зачем животные двигаются?

N+1
Старики на обочине: как злая ирония Берроуза и Буковски превратилась в шаблон и стухла Старики на обочине: как злая ирония Берроуза и Буковски превратилась в шаблон и стухла

Почему сейчас аутоагрессивная культура битников не вдохновляет

Playboy
Как кумир миллионов Моргенштерн стал врагом для страны Как кумир миллионов Моргенштерн стал врагом для страны

Как честность Моргенштерна сыграла с ним злую шутку

Cosmopolitan
«Авербух держал нас в плену»: Даня Милохин и Евгения Медведева сделали признание «Авербух держал нас в плену»: Даня Милохин и Евгения Медведева сделали признание

Евгения Медведева и Даня Милохин рассказали о своих отношениях

Cosmopolitan
Сразу после зачатия: 10 важных правил поведения Сразу после зачатия: 10 важных правил поведения

Что надо учесть женщине, чтобы обеспечить будущему малышу нормальное развитие?

9 месяцев
Топ-10 самых дорогих карт с покемонами: готовы выложить 28 млн рублей? Топ-10 самых дорогих карт с покемонами: готовы выложить 28 млн рублей?

Pokémon TCG стала настолько популярной, что карточки теперь стоят немалых денег

Популярная механика
Европейские «неприкасаемые». Кто такие каготы и почему их презирали Европейские «неприкасаемые». Кто такие каготы и почему их презирали

Даже в просвещенной Европе когда-то существовала бесправная и угнетенная каста

Maxim
Какой макияж сделать на Новый год: вдохновляемся звёздными примерами Какой макияж сделать на Новый год: вдохновляемся звёздными примерами

Самые эффектные виды макияжа для зимних праздников

Cosmopolitan
«Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме «Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме

Анна Хилькевич высказалась о дискриминации женщин по возрасту

Cosmopolitan
5 стран мира с четырехдневной рабочей неделей 5 стран мира с четырехдневной рабочей неделей

Потому что два выходных — хорошо, а три — еще лучше!

Playboy
Правила жизни Ли Куан Ю Правила жизни Ли Куан Ю

Правила жизни первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю

Esquire
Как мы живем на 146 тысяч в месяц: история семьи из Санкт-Петербурга Как мы живем на 146 тысяч в месяц: история семьи из Санкт-Петербурга

Как живет семья Лилит из шести человек, в которой работают только двое

Cosmopolitan
Химики завернули молекулу в ленту Мебиуса Химики завернули молекулу в ленту Мебиуса

Макроцикл с закрученными цепочками атомов проявил необычные свойства в растворе

N+1
Избегайте этих 5 фраз, когда просите о повышении зарплаты, — эксперт по переговорам Избегайте этих 5 фраз, когда просите о повышении зарплаты, — эксперт по переговорам

Начать разговор о повышении зарплаты часто бывает очень сложно

Inc.
Наступление эпохи викингов объяснили усилением конкуренции в морской торговле Наступление эпохи викингов объяснили усилением конкуренции в морской торговле

Ученые обнаружили активизацию торговых связей благодаря уточнению датировок

N+1
Театр дяди Васи Театр дяди Васи

Знакомимся с хуторским колоритом в природно-ландшафтном парке Ломы

Отдых в России
Когда жена — настоящий крокодил: 5 самых странных браков Когда жена — настоящий крокодил: 5 самых странных браков

Любовь зла, полюбишь и...

Playboy
Emin Emin

Блиц-интервью с Эмином Агаларовым: неожиданные вопросы и быстрые ответы

ЖАРА Magazine
80 м² 80 м²

Квартира, спроектированная Ольгой Манаковой для дочери заказчицы

AD
Исчезнувшая греза Михаила Врубеля Исчезнувшая греза Михаила Врубеля

«Принцесса Греза» Михаила Врубеля — летящие волосы, полупрозрачные одежды

Караван историй
В каких продуктах много витамина К В каких продуктах много витамина К

Чем опасен дефицит витамина К и как его восполнить

РБК
От ремонта трофейных телевизоров до Уолл-стрит и спасения Навального. Жизнь благотворителя Дмитрия Зимина От ремонта трофейных телевизоров до Уолл-стрит и спасения Навального. Жизнь благотворителя Дмитрия Зимина

Дмитрий Зимин, бизнесмен и меценат, основатель сотового оператора «ВымпелКом»

СНОБ
Открыть в приложении