Пока смех не разлучит нас, или ЗАГС и свобода выбора
Попытки законодательно прописать мельчайшие движения души и спонтанные реакции — как вести себя во время церемонии бракосочетания или во время приема пищи в купе поезда — ослабляют «этическую мышцу» человека. Не привыкший принимать собственные решения в быту, в мелочах, человек и при решении «больших вопросов», например о мире, оказывается бессилен. Это приводит к беспомощности общества, а не к его укреплению.
Новости культуры: 17 января в ростовских ЗАГСах запретили смеяться во время церемонии бракосочетания, а спустя пять дней, 21 января, отменили это решение. В сообщении ведомства сказано, что формулировку документа изменили, «учитывая общественное мнение». Хорошо, что общественное мнение еще хоть на что-то влияет; но фраза «отменили запрет на смех» заставляет задуматься о чем-то важном, о тонкой сфере чувств, которую государство пытается контролировать.
Почему люди смеются — непростой вопрос. Кстати, смех — самая загадочная и необъяснимая реакция организма. Но «социологически» смех в ЗАГСе вполне можно объяснить. В духе художника Василия Пукирева (автора знаменитого полотна «Неравный брак») нынешнюю картину можно было бы назвать «Без иллюзий». Брачующиеся, допустим, 1990-х, или 2000-х годов рождения, чье детство или юность пришлись на период крушения прежних ценностей и кого можно было бы назвать