Мария Хорева после травмы вернулась на сцену по-настоящему триумфально

Собака.ruКультура

Мария Хорева

Текст: Анна Гордеева

Мария сфотографирована у фонтана с конным барельефом в культурном центре и киностудии «Лендок», занимающей бывший дом сенатора Половцова постройки заслуженного архитектора Максимилиана Месмахера, автора неоренессансного Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица на Соляном переулке.

Первая солистка Мариинского театра Мария Хорева после травмы вернулась по-настоящему триумфально. На сцену — в главной партии Аспиччии в балете «Дочь фараона», самой долгожданной премьере сезона с невероятной красоты костюмами и декорациями (самая дорогая постановка театра! А какое там подводное царство!). В кино — с актерским дебютом в драматическом сериале «Балет» (так вышло, что тоже долгожданном) модного режиссера Евгения Сангаджиева.

«Маша, мы именно тебя ждали, чтобы завершить эту постановку»

«Дочь фараона» в нашем театре рождалась очень долго. Два года назад мы с хореографом Алексеем Ратманским приступили к работе над ролью Аспиччии — я была одной из нескольких исполнительниц, выписаных на эту главную партию. Предполагалось, что этот масштабный и многофигурный балет в девяти картинах Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни получит новую хореографию. Поначалу у нас было, наверное, составов семь, но так всегда бывает, что кто‑то не хочет ходить на все постановочные репетиции из-за того, что много спектаклей приходится танцевать в текущем репертуаре. А мне тогда очень хотелось станцевать именно Аспиччию, и я участвовала прямо во всех-всех-всех репетициях, хотя сейчас не могу себе представить, как у меня это получалось, потому что параллельно я готовила дебют в «Жизели». Буквально через несколько дней после моей премьеры в «Жизели» я проходила в одном из первых составов несколько черновых прогонов «Дочери фараона». Но проект был поставлен на паузу из-за того, что Алексей отказался завершать постановку и было не совсем понятно, что делать. Гигантская махина художественно-постановочной части уже была запущена, готовы декорации и костюмы невероятного размаха —  у одной только Аспиччии семь переодеваний: красивейшие платья, головные уборы, украшения. Мост на сцене! Можете себе представить, сколько было затрачено и человеческих сил, и денежных ресурсов.

И вот этой зимой мы узнали, что руководство труппы нашло специалистов по реконструкции хореографии Мариуса Петипа — Тони Канделоро и его ассистента Хуана Бокампа, специалиста из Гарвардского архива по нотации (записи танцев, где каждое движение закодировано по определенной системе, подобно нотным знакам. — Прим. ред.) и по ее расшифровке. Оказалось, Тони Канделоро уже тридцать лет собирает материалы именно по «Дочери фараона» и у него есть не только сведения из нотации, в которой много пробелов, но и воспоминания балерин, которые исполняли разные партии в этом балете. Более того, даже записи передававшихся из поколения в поколение оригинальных вариаций Анны Павловой. Таких уникальных знаний нет больше ни у кого. Они согласились приехать в Мариинский театр и осуществить реконструкцию с нуля.

Это была немного странная работа, потому что мы уже знали музыку, знали действия, но пришлось учить все движения заново. В итоге спектакль выглядит так, как мог бы выглядеть на премьере в январе 1862 года.

Самое удивительное, что пока с постановкой была полная неопределенность, я получила серьезную травму и восемь месяцев не могла даже заниматься, не то что танцевать. Это был стрессовый перелом: травма, которой мы в балете боимся больше всего в жизни. И получилось, что я пропустила как раз то время, когда у нас не было репетиций «Дочери фараона». Юрий Валерьевич Фатеев (исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра, педагог. — Прим. ред.) потом шутил: «Маша, мы именно тебя ждали, чтобы завершить эту постановку». Я вышла — и Аспиччия стала первой большой ролью, которую я станцевала после травмы.

«Я ощутила себя на вершине пирамиды классического балета»

Поскольку балет готовился долго, получилось так, что я знаю практически наизусть все партии. В «Дочери фараона» много женских вариаций, особенно во втором акте, и можно сказать, что танцы Аспиччии менее сложны, чем, например, танцы ее служанки Рамзеи и солисток в pas d'action или какие‑то технически каверзные вариации. Но Аспиччия очень точно выражает состояние: у нее есть внутренние монологи, она именно персонаж, даже не столько танцовщица, сколько актриса. У нее прямо есть «слова»: вариация в подводном царстве полна сожалений о том, что ей пришлось покончить жизнь самоубийством из-за предстоящей свадьбы с нубийским царем. Тони постоянно говорил: attrice, non ballerina. Это был ключ — я шла от состояния и ощутила себя на вершине классического балета. Вот идет какое‑то постепенное развитие сюжета, и затем в него просто врывается психологический действенный танец, который Новерр в XVIII веке и называл вершиной хореографии. Партия Аспиччии венчает эту пирамиду. В ней множество важных деталей: например, Аспиччия часто смотрится в зеркальце, по либретто — важный

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Влад Мороз Влад Мороз

Отец-основатель русского аутдора Влад Мороз

Собака.ru
Сотни химиков для строящегося завода-гиганта Сотни химиков для строящегося завода-гиганта

Компания «Фарус» создала корпоративный университет

Эксперт
Код света и музыки Код света и музыки

Современное искусство открывает новые направления. Одно из них — медиативный арт

ЖАРА Magazine
Почему больше не появится новый Майкл Джексон Почему больше не появится новый Майкл Джексон

Виктор Дробыш — о фундаментальных изменениях рынка

Эксперт
«Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли…» «Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли…»

А. С. Грибоедову 230 лет

Знание – сила
Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня

Выявлять и акцентировать проблемы гуманитарной науки в целом — задача теологии

Наука
Жуткая сказка Андрея Подшибякина «Последний день лета» Жуткая сказка Андрея Подшибякина «Последний день лета»

Отрывок из триллера Андрея Подшибякина «Последний день лета»

СНОБ
Стрит-арт, изменивший историю: семь знаменитых «испорченных» мест Стрит-арт, изменивший историю: семь знаменитых «испорченных» мест

Вспоминаем «испорченные» стены и пространства, которые вошли в историю

Правила жизни
Кофе можно не только пить: 8 удивительных применений молотого кофе в быту Кофе можно не только пить: 8 удивительных применений молотого кофе в быту

8 потрясающих лайфхаков с кофе, которые непременно вам понравятся!

ТехИнсайдер
Денис Прытков Денис Прытков

Главный кинодебютант года влюбил всю страну в обаятельного интерна-реаниматолога

Собака.ru
Градация деградации: ожидает ли генеративный искусственный интеллект вырождение Градация деградации: ожидает ли генеративный искусственный интеллект вырождение

Ошибки усугубляются и в заставляют модели еще больше искажать реальность

Forbes
В Израиле обнаружили 12-тысячелетние манки на хищных птиц В Израиле обнаружили 12-тысячелетние манки на хищных птиц

Натуфийцы использовали кости небольших птиц в быту

N+1
Ангина, Лаки, Акула: как сегодня живут поп-дивы нулевых с самыми странными псевдонимами Ангина, Лаки, Акула: как сегодня живут поп-дивы нулевых с самыми странными псевдонимами

20 лет назад их треки гремели на всех танцполах страны. А что потом?

VOICE
Рассмешил весь мир и умер в одиночестве среди грязных тарелок: трагическая судьба комика Бенни Хилла Рассмешил весь мир и умер в одиночестве среди грязных тарелок: трагическая судьба комика Бенни Хилла

Бенни Хилл умер в 1992 году и финал его жизни был невероятно печален

VOICE
Рита и Саша Кутуковы Рита и Саша Кутуковы

Рита и Саша Кутуковы взрастили локальный бренд демократичной обуви Sintezia

Собака.ru
Время Змееносца. Летнее небо Время Змееносца. Летнее небо

Змееносец — крупное экваториальное созвездие, пересекающее эклиптику

Наука и жизнь
Обед с метеоритом Обед с метеоритом

Как знаменитый Челябинский метеорит оставил след на кулинарной карте региона

Лиза
Она развелась в 70 лет, но в свои 102 года ни о чем не жалеет! Счастливая история Она развелась в 70 лет, но в свои 102 года ни о чем не жалеет! Счастливая история

Глэдис МакГэри нашла свое счастье на пенсии

ТехИнсайдер
Отрывок из книги «Super Mario. Как Nintendo покорила мир» Отрывок из книги «Super Mario. Как Nintendo покорила мир»

Super Mario Bros. — одна из самых успешных компьютерных игр в мире

СНОБ
Знай свои права! Как вернуть деньги, если услуга некачественная Знай свои права! Как вернуть деньги, если услуга некачественная

Как отстоять свои права потребителя?

VOICE
Оркестр играл музыку до самого конца, а мужчины переодевались в женские платья: 10 шокирующих фактов о Оркестр играл музыку до самого конца, а мужчины переодевались в женские платья: 10 шокирующих фактов о

Правдивые, малоизвестные факты о "Титанике" и людях, оказавшихся на борту

ТехИнсайдер
Близорукость российской оптики Близорукость российской оптики

Появится ли когда-нибудь масштабное производство контактных линз в России?

Эксперт
Проклятие «Чернокнижника»: трагическая судьба погибшего в горах актера Джулиана Сэндса Проклятие «Чернокнижника»: трагическая судьба погибшего в горах актера Джулиана Сэндса

Как любовь к природе стала роковой для звезды кино

VOICE
Роман Карманов: Культура и дружеское общение решают все Роман Карманов: Культура и дружеское общение решают все

Какие значимые творческие проекты есть в России и каких инициатив не хватает?

СНОБ
Древнерусская невеста: как выходили замуж и устраивали свадебные пиры на Руси Древнерусская невеста: как выходили замуж и устраивали свадебные пиры на Руси

На Руси свадьба была делом общесемейным, поэтому заключались браки как сделки

Forbes
«Интерфейс должен соответствовать критериям доступности»: как незрячие люди пользуются гаджетами и бытовой техникой «Интерфейс должен соответствовать критериям доступности»: как незрячие люди пользуются гаджетами и бытовой техникой

Какие предметы бытовой техники просто необходимы незрячему человеку?

ТехИнсайдер
Art&Science ИТМО Art&Science ИТМО

Команда ИТМО — главные в Росси по Art&Science: науке, искусству и технологиям

Собака.ru
Владимир Хавинсон Владимир Хавинсон

Академик РАН занимается изучением нормализации активности генов больше 40 лет

Собака.ru
Великий комбинатор фрагментов картины Великий комбинатор фрагментов картины

Александр Дашевский: живопись с перспективами

Weekend
Уйти чтобы вырасти: что значит стать «настоящим» взрослым Уйти чтобы вырасти: что значит стать «настоящим» взрослым

Отрывок из книги «Уйти чтобы вырасти. Сепарация как способ жить свою жизнь».

Forbes
Открыть в приложении