Художник-абстракционист Алексей Ваулин: Искусство — материя, которая не терпит категоричности
Современное искусство зачастую шокирует, привлекает, оставляет в недоумении и вызывает трепет у неподготовленного зрителя. Художник-абстракционист Алексей Ваулин рассказал «Снобу» о том, как понять современное искусство, чем определяется успех художника, как отличить искусство от неискусства и о тенденциях в развитии этой отрасли
Вы учились в Российской государственной специализированной академии художеств. Чему вы там научились? Как вы сейчас вспоминаете то время?
Я закончил три учебных заведения: художественную школу, Академическое училище памяти 1905 года и Академию. В Академию я пришел уже полностью подготовленным художником. В институте преподавали великолепные педагоги — Олег Николаевич Лошаков и Игорь Попов. Они были продолжателями традиций Ильи Машкова и Архипа Куинджи. Во время учебы у них для меня важнее всего было изучить законы классической живописи, находиться в интеллектуальном и концептуальном контакте с самой традицией и ее носителями. Но все-таки, по-моему, для художника основной институт — это сама жизнь.
Где можно увидеть ваши работы в России и в мире? Какие выставки проходят сейчас и где планируете выставляться в ближайшее время?
На данный момент у меня проходит выставка в Русском музее, в Мраморном дворце. Скоро будет открыта еще одна выставка в Санкт-Петербурге, в галерее Arts Square. Параллельно у меня готовятся несколько проектов в Красноярском музее, в Нижнем Новгороде и даже в Китае. Я выставляюсь по всему миру — в Панаме, Канаде, Испании, Италии, Франции, странах Латинской Америки. Планируются выставки в Объединенных Арабских Эмиратах и в Саудовской Аравии. Сейчас мои работы можно увидеть в галереях Москвы, в частности в P.S. Grig Art, которая стала моим эксклюзивным представителем. Основатель этой галереи — Ксения Григорян — мой давний помощник в организации различных выставок.
На чем основан ваш стиль?
Я художник-абстракционист. На языке искусствоведения мой стиль называется «абстрактный экспрессионизм» или «лирический абстракционизм». Но это только слова. А суть в том, что я занимаюсь научной абстракцией и абстракцией, основанной на углубленном понимании больших пространственных соотношений и больших цветовых систем. Я уверен, что цвета и объемы, которые я отыскиваю в пространстве, позволяют людям становиться лучше.
Чьи работы — современных художников или классиков — нравятся вам и, возможно, на вас повлияли?
Это прозвучит необычно, но я продолжаю традиции и русского авангарда, и русской реалистической школы живописи. В связи с этим моими учителями выступают одновременно Василий Кандинский и Казимир Малевич, Архип Куинджи и Илья Машков. Мои любимые художники помимо названных — Пьер Сулаж и Ансельм Кифер. Василий Кандинский учит меня лирике, Казимир Малевич — построению композиции, а Пьер Сулаж — разбору цвета, преимущественно черного.
В какой-то момент ваши работы стали более «реалистичными», вы стали прибегать к вещественным, узнаваемым формам. Как менялся ваш стиль? От чего зависели его перемены?
Полагаю, пластические формы моих картин изменились после пандемии. Я пишу большими сериями и не всегда четко разделяю свое творчество на более или менее реалистические работы, доверяя эту задачу зрителю. Но условно можно выделить четыре этапа: во время учебы я продолжал реалистическую школу, писал узнаваемые конкретные пейзажи, портреты, натюрморты, потом я пошел в чистую абстракцию, писал космос, исследовал тему добра и зла, передавал предельные эмоциональные состояния, а после этой большой глубокой серии я вернулся к «жизни», для меня стали важны земные вещи: красота, женщины, еда, природа, городские виды… Я называю этот период «дольче вита». После этого периода я придумал новый вид живописи — углубленную, или знаковую, абстракцию. Она обрела у меня плотность, знак, и именно эти абстракции стали интересны современным коллекционерам. Сейчас я пишу абстрактные внутренние портреты-символы — символ доброты, символ России... Я считаю, что сегодня Россия должна транслировать вечные ценности, одухотворять мир, учить мир красоте, в том числе и правильным отношениям между людьми. А в последних моих работах, написанных акварелью, я размышляю о религиях, провожу мосты от разных религий друг к другу, исследую их.