Флора
Главную театральную премьеру 2021 года в Петербурге показал Государственный Эрмитаж — в литературных мистериях (в вечернем музее!) «Флора» режиссера Жаклин Корнмюллер приняли участие 14 актеров, Татьяна Толстая и Евгений Водолазкин.
![](https://cs.kiozk.ru/content/5om/hau/efq/gc3dyegosszmrpugcw2oxrh/art/85896/pbso7wuh.jpg?v=1&temp_url_sig=mJNRFEDFeyYXdjpostPWgQ&temp_url_expires=1738959988)
Пролог. Зал Рембрандта (254)
Воскресный вечер. Государственный Эрмитаж уже закрыт, и только команда «Собака.ru» шуршит по пустым залам, собирая у рембрандтовской «Флоры» команду участников одноименной литературной мистерии. Серию театрально-музыкальных перформансов придумали режиссер Жаклин Корнмюллер с продюсером и драматургом Питером Вольфом. Специально для «Флоры» литераторы и композиторы из разных стран написали тексты и партитуры про двенадцать эрмитажных шедевров — у каждого из них и разворачивается действие двенадцати перформансов: их прочли, сыграли и станцевали пятнадцать участников проекта, московские и петербургские актеры и музыканты. Эссе о «Возвращении блудного сына» Татьяны Толстой и «Пограничная история» Евгения Водолазкина о картине Хосе Риберы звучали в музее после закрытия для камерных групп: счастливчики, успевшие купить билет, переживали почти мистический опыт ночи в музее. Что-то подобное ощущает и наша группа, особенно когда участники съемки виолончелист Андрей Ефимовский и флейтист Андрей Петров начинают играть на своих инструментах и залы наполняются музыкой.
![](https://cs.kiozk.ru/content/5om/hau/efq/gc3dyegosszmrpugcw2oxrh/art/85896/0waf3fxg.jpg?v=1&temp_url_sig=ZfR4gCijgbEdtcT5Rp9Xqw&temp_url_expires=1738959988)
Действие I. Зал Рембрандта
На съемке появляется директор Государственного Эрмитажа — все заметно приосаниваются и выглядят очень, очень культурно. Главный редактор Яна Милорадовская отводит Михаила Борисовича к «Возвращению блудного сына» для портрета и просит посмотреть на фотографа Ярощука, как на обретенный шедевр. Михаил Борисович ласково смотрит. Ярощук заметно краснеет, но портрет снимает недрогнувшей рукой. Сразу же в полутемном зале по-рембрандтовски и с диктофоном наперевес материализуется директор отдела эксклюзивов Ксения Гощицкая, мечта которой — прогуляться по закрытому музею с Михаилом Борисовичем — близка к исполнению, как никогда. И она исполняется.
Михаил Борисович, одним октябрьским вечером мы с Милорадовской сходили на «Флору» — и в упоении носились от перформанса к перформансу по пустым залам Нового Эрмитажа, а когда у «Натюрморта с восточным ковром» Мальтезе зазвучала ария из Перселла, нас и вовсе разорвало от восторга. Во-первых, спасибо, как сейчас говорится, за уникальный опыт. Во-вторых, как появилась идея этой мистерии?
Проект «Флора» — результат наших тесных связей с Венским историческим музеем. Мы многое делали вместе, в том числе знаменитую выставку-диалог «Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций» — обмен картинами старых мастеров. Каждую из выставок открывали главы государств. А как-то венские кураторы рассказали о музыкально-драматическом полиптихе Ganymed Nature. Имя он получил, как и наша «Флора», по шедевру Корреджо «Похищение Ганимеда» и объединил театральное искусство, музыку и литературу — вечер-перформанс происходил у избранных произведений в залах Венского исторического: каждая из 13 миниатюр была посвящена конкретной картине или скульптуре. Мне идея понравилась, и я сказал: «Давайте делать, но у Эрмитажа, естественно, должен быть свой проект». Так родился замысел «Флоры».
![](https://cs.kiozk.ru/content/5om/hau/efq/gc3dyegosszmrpugcw2oxrh/art/85896/c3frmm7f.jpg?v=1&temp_url_sig=rhkkjlhXHbrYErYuhVAnGA&temp_url_expires=1738959988)
Насколько музею вообще важна мультимедийность?
Мультимедийность музею не важна. Музей сам по себе «мульти». Особенно такой, как Эрмитаж. Посмотрите, здесь уже все есть: архитектура, история, прикладное искусство, живопись. Мы задаем высочайшую планку синтеза искусств. Я согласился на «Флору» потому, что ее создателям удалось соблюсти хрупкий баланс, точное соотношение музея и театра. Часто музей пытаются превратить в театр, а это всегда получается плохо, выходит то цирк, то Диснейленд. Здесь же театр — живой настоящий театр — пришел в музей. И не только театр, но еще и литература — подбор писателей совершенно замечательный: Водолазкин, Толстая, Седакова. Я честно скажу: мы ломаем голову, где взять авторов такого же уровня на следующий проект. И артисты участвовали чудесные: такой точный подбор — это полный восторг. Но мы столкнулись с тем, что перформансы невозможно снять. Они совершенно не работают через экран, видимо, теряется вся их особенная атмосфера.
Чтобы понять и прочувствовать «Флору», нужны насмотренность и начитанность. Получается, «Флора» — элитарный проект?
Абсолютно элитарный, хотя бы потому, что рассчитан на совсем небольшое количество людей. Элитарность — это не деньги в кармане. Это интеллект. Как-то Александр Сокуров, увидев очередь в ночной Эрмитаж, — в день 300-летия Петербурга мы открыли музей в неурочное время — сказал: «Лица, как в Филармонии». Я эту фразу люблю повторять, мне она кажется очень точной. Чтобы на «Флору» попасть, нужно ведь специально спланировать визит, заранее купить билеты, да и вообще, быть в курсе, что в Эрмитаже такое происходит.