Как я сходил на тест-драйв беспилотного автомобиля СберАвтоТеха
Сбер, который не первый год разрабатывает беспилотные автомобили, наконец-то позволил широкой публике на них покататься. Да еще и в Санкт-Петербурге, где я как раз и живу. Разумеется, я записался на тестирование сразу же, как увидел анонс, прокатился, поговорил с инженерами — и вот что узнал.
Без шума и пыли
Беспилотный автомобиль — в первую очередь беспилотный, а автомобиль он уже во вторую. Поэтому с самого начала развития этой отрасли во всем мире сложилась одинаковая картина: лидируют IT-компании вроде Google (она выделила беспилотный проект в компанию Waymo) и Baidu, а автопроизводители в лучшем случае покупают успешные или подающие надежду стартапы, как было с Cruise, которую приобрел General Motors. В России ситуация такая же. Первопроходцем был IT-гигант Яндекс, сервисом беспилотного такси которого с 2018 года можно воспользоваться в Сколково и Иннополисе. Они даже начали обкатывать свои машины за рубежом, но в последнее время о заграничных успехах российских беспилотников мы не слышали, а в США Яндекс свернул программу тестирования «под давлением властей». Но в России они, пожалуй, все еще лучшие — да и западные аналитики называли его одним из мировых лидеров.
В 2020 году в беспилотную гонку на российских дорогах вступил Сбер. Компания объявила о создании отдельной «дочки» для разработки беспилотного транспорта «СберАвтоТех» 4 сентября 2020 года — в тот же день, когда Яндекс выделил свой беспилотный проект в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group. Но вел Сбер себя не так, как конкуренты. Обычно компании, которые уже заявили о намерении сделать свой беспилотник, постоянно отчитываются об успехах. Тот же Яндекс рассказывает подробности о разработке, раскрывает статистику и часто дает оценить наработки журналистам (в том числе и нам) и обычным людям. StarLine показывает поездки по России. Активно проявляет себя в публичном поле даже «КАМАЗ»: демонстрирует один прототипза другим и отчитывается о тестах.
Сбер же с момента анонса испытаний беспилотников в конце 2020-го публично вспоминал о своем проекте лишь дважды: летом 2021 года компания представила беспилотник без руля и педалей «ФЛИП», а в начале этого — рассказала, что уже возит на беспилотниках своих сотрудников по востоку Москвы. И только тогда, кстати, выяснилось, что компания на тот момент уже полгода как возит гостей своего университета на беспилотном такси. В общем, было очень интересно и почти ничего не известно.
О том, что «СберАвтоТех» приехал в Санкт-Петербург, я узнал незадолго до официального анонса, когда наткнулся на видео испытаний на Крестовском острове. Компания, правда, ничего не ответила мне на уточняющие вопросы об этих тестах, но через пару недель заявила, что запустит публичное тестирование, в лучших госкорпоративных традициях, приурочив его к ПМЭФ. Я тогда же на них записался.
Троица датчиков
Беспилотные автомобили Сбера выполнены по классической схеме. Основой служит серийный Kia Ceed SW, а «обвес» состоит из круговых лидаров, камер и радаров. Кратко напомню, как они работают и что дают машине: