Борис Павлович
Пионер инклюзивных постановок расширяет границы театральных форм, в том числе буквально. Его масштабный спектакль-сериал «Лес» разрастается этой зимой по Петербургу, как грибница, выпуская всё новые перфомансы.
Что из себя представляет проект «Лес»? Хочется употребить термин «театральный сериал», ведь в нем 12 частей, которые будут идти до конца декабря по всему Петербургу: от перфомансов и лекций до предновогодней вечеринки. Но вот в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) вы остроумно зовете «Лес» «спектаклем-грибницей».
Сериал — вполне точное определение, я тоже его использую, когда рассказываю о «Лесе». Например, кинематографические события давно переместились из области полного метра в сериалы. Мне кажется, однократное впечатление уже не может повлиять на зрителя. Слишком интенсивный информационный поток. А когда ты следишь за героями продолжительное время, причем повсюду — в метро, в обеденный перерыв или перед сном, — они начинают существовать синхронно с твоей жизнью. Нам же не нужны какие-то абстрактные переживания. Искусство — это мануал по взаимодействию с собственной жизнью, и ты должен видеть эти непосредственные связи.
Так что сериалы — это новый катарсис. Вот и мы делаем театральный сериал. Только у нас нет определенной последовательности, в которой нужно смотреть части: можно начать с любой и продолжить тоже какой угодно. Разные комбинации будут рождать новые смыслы и ассоциации. А самое главное — то, что происходит с вами между частями. Поэтому мы и говорим о грибнице, то есть о системе без центра и иерархии.
В основе «Леса» — философия Владимира Бибихина. Почему она?
Все началось с моей любви к трудам Бибихина (советский и российский философ, специалист по Хайдегеру. — Прим.ред.). Что вы делаете, когда влюбились в книгу? Одни люди хотят, чтобы она осталась их интимной тайной. Другие стараются дать ее почитать всем на свете. Я отношусь ко второй категории. Мы сидели в кафе с Ксюшей Плюсниной, актрисой Социально-художественного театра, и говорили, как здорово было бы сделать что-то совместно нашими независимыми коллективами — СХТ и театральной компанией «Разговоры» фонда Alma Mater. Я предложил взять книги Бибихина как повод для работы. Вскоре мы поняли, что «Лес» ограничивать нельзя, и на встречи стали приходить все, кто о них прознал.