Музею изобразительных искусств им. Пушкина становится тесно в столице

СНОБКультура

В понедельники больше никогда

Музею изобразительных искусств им. Пушкина, постепенно обновляющемуся под руководством Марины Лошак, становится тесно в столице. Его арт-притязания распространяются теперь и на Венецию

Сергей Николаевич

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Когда я шел на встречу с директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Мариной Лошак, то рассчитывал увидеть ее новый кабинет. О нем много писали в СМИ. И сама Марина рассказывала, как ей хотелось распахнуть двери святая святых, куда раньше могли войти только избранные. И даже специально был приглашен художник Александр Бродский, превративший директорский кабинет в затейливую инсталляцию на двух уровнях, имитирующую «лавку древностей и кабинет философа одновременно». Так, по крайней мере, сообщал канал «Культура» и живописал Elle Decoration.

Но когда я туда вошел, выяснилось, что меня ожидали все те же старинные марины в золотых рамах и солидная, неподъемная мебель, которая стояла еще у ее предшественницы Ирины Александровны Антоновой. Оказалось, что инсталляцию уже демонтировали.

– Что так? – расстроился я.

– Но это же был выставочный проект, – устало улыбается Марина.

 Вечность и миг

 Вообще, музейная жизнь располагает к некоему хмурому постоянству и академической основательности: все должно быть на своих местах, как зафиксировано в многочисленных описях и музейных каталогах. А иначе это уже не музей, а временная экспозиция, которая сегодня есть, а завтра нет. Но, может быть, это и есть главный тренд наших дней? Очаровательная мимолетность, очевидная временность и всяческое непостоянство. «В четверг и больше никогда». Название давней повести Андрея Битова дает ключ к пониманию сегодняшнего музейного бытия. «Не навсегда прошу, а лишь на миг, на миг…» А это уже Белла Ахмадулина, кстати, исправная посетительница и почитательница Пушкинского музея.

Сейчас главное, чтобы этот миг был отражен в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и других соцсетях, чтобы модные девочки и мальчики в худи и сникерах успели сделать селфи, ну и лайки поставили где надо. Кому помешают лайки? Уж точно не ГМИИ им. А. С. Пушкина, последней цитадели классического искусства, где все взывает к вечности и напоминает о былом величии, включая бронзовую дощечку на двери соседнего кабинета – «Президент И. А. Антонова».

Сосуществование двух музейных директрис за одной перегородкой – это, конечно, отдельный сюжет, который еще ждет своих историков и мемуаристов. Но пока сохраняется дипломатический паритет. Старые кадры постепенно уходят. Идет ротация и смена поколений.

Молодых лиц стало существенно больше. Редкий день проходит, чтобы в музее не произошло очередное событие: лекции, квесты, концерты, презентации. Большая музейная машина работает в режиме нон-стоп, не замирая даже в выходные. Собственно, наша встреча с Мариной Лошак была назначена именно на этот день – на понедельник, когда музей закрыт.

Ее имя я впервые услышал в середине 1990-х годов. Долгое время Марина ассоциировалась у меня с ее мужем, известным журналистом и многолетним главным редактором газеты «Московские новости» Виктором Лошаком. Я знал, что оба они из Одессы. Что у Марины в прошлом был Литературный музей, созданный при ее непосредственном участии с нуля, а потом уже в Москве, тоже литературный, Музей им. В. Маяковского. Впрочем, там она проработала недолго, уйдя с головой в перестроечную галерейную жизнь. Названия разных знаковых и модных институций – от галереи «Роза Азора» до Gary Tatintsian Gallery – могли бы украсить портфолио любого пиарщика, претендующего на престижное место в столичной арт-тусовке. Наверное, самым весомым аргументом в пользу несомненных деловых качеств Марины и ее способности адаптироваться к новой экономической ситуации стала работа в «СБС-Агро». Официально ее должность называлась «атташе по культуре», но неофициально было известно, что она отвечает за первую банковскую коллекцию по искусству, которую ей поручил собирать владелец СБС банкир Александр Смоленский. Недавно я разбирал старые бумаги и наткнулся на стертую пластиковую кредитку «СБС-Агро». Именно с ней я носился как угорелый по Москве в августе 1998 года в последней надежде снять хоть какие-то деньги, вначале зависшие, а потом безнадежно сгинувшие в бездне разорившегося СБС. Где этот банк? Где Смоленский? Где его коллекция? Who knows? Поехали дальше.

Впрочем, Марина тогда не потерялась. Она принадлежит к тому типу людей, которые сохраняют улыбчивую невозмутимость в любых обстоятельствах. Под нее в 2012 году была создана даже новая должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица» (позже переименованного в «Манеж»), куда вошли и Центральный выставочный зал «Манеж», и Малый Манеж, и Домик Чехова, и еще множество других пространств, где, как предполагалось, в скором будущем развернется какая-то невиданная доселе выставочная жизнь. Но и эта история продлилась недолго. Потому что спустя всего год последовала ошеломительная новость: Марина Лошак стала директором ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В это невозможно было поверить, тем не менее 1 июня 2013 года эпохальное правление Ирины Александровны Антоновой, продлившееся без малого рекордные пятьдесят лет, закончилось. Дальше речь шла о разного рода формальностях и дипломатических жестах, на которые начальство, к счастью, не стало скупиться, полагая, что притеснять директора-легенду себе дороже. Понятно, что жизнь Марины в ситуации постоянного присутствия великой предшественницы не обещала быть безмятежной. Это как если бы две королевы, вдовствующая и царствующая, оказались заперты в стенах одного дворца и вынуждены были постоянно делить одни и те же драгоценности короны.

Вся власть и полномочия, разумеется, были у Марины, но авторитет, верность принципам высокого искусства, элегантные жемчуга и тщательно уложенные седины – все это продолжала успешно демонстрировать Ирина Александровна, которая и в свои девяносто семь лет, похоже, не собирается сдавать позиции. Раз или два мне приходилось наблюдать обеих дам в ситуации официальных музейных торжеств. Марина держалась подчеркнуто скромно и, я бы даже сказал, застенчиво, будто изо всех сил пыталась слиться с резным порталом «Златые врата» в Итальянском дворике. Отчасти этому способствовал и избранный ею неприметный, неброский стиль – дорогая простота от бельгийца Dries Van Noten. Кто знает, тот оценит, кто не знает, тот пусть идет лесом. Помпезная величавость уступила место практичности и многофункциональности. Не без внутреннего сопротивления, не без усилия, но дело сдвинулось в том направлении, которое наметила Марина, упорно проводя линию на модернизацию музея, на его омоложение, на привлечение новых лиц и внедрение новых идей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
«Неприятности начались с самого начала»: мультимиллионер Сергей Саркисов о своем первом фильме «Неприятности начались с самого начала»: мультимиллионер Сергей Саркисов о своем первом фильме

Сергей Саркисов рассказал, почему решил снять полнометражный фильм

Forbes
Смешные деньги Смешные деньги

Как устроена империя Александра Маслякова

GQ
Вам не нужен драйв — вам нужно терпение Вам не нужен драйв — вам нужно терпение

Мы часто забываем о качестве, без которого не достигнуть успеха — о терпении

Psychologies
Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет

Художник Федор Павлов-Андреевич рассказал, что общего у перформанса и подвига

СНОБ
Причины скачка биткоина: Трамп, Оруэлл и торговые войны Причины скачка биткоина: Трамп, Оруэлл и торговые войны

Есть ли шанс, что положительная динамика криптовалюты окажется долгосрочной

Forbes
Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки

Интервью с руководителем Театра на Таганке Ириной Апексимовой

СНОБ
Не надо так! Сайрус, Керр и другие звезды, которые загорают топлес Не надо так! Сайрус, Керр и другие звезды, которые загорают топлес

Кто из звезд не стесняется лежать на берегу без бра и почему не стоит так делать

Cosmopolitan
Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле

Чечилия Бартоли на сцене уже тридцать два года, но удивлять не перестает

СНОБ
Как понять, что дружба себя исчерпала Как понять, что дружба себя исчерпала

Не пора ли провести «аудит дружбы»?

Psychologies
Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Освободившиеся просторы ЦДХ станут обитаемой вселенной нового «Соляриса»

СНОБ
Почему первая коллекция Fenty вдохновлена движением моделей 1960-х Почему первая коллекция Fenty вдохновлена движением моделей 1960-х

Рианна рассказала Vogue об истории создания своей одежды

Vogue
«Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова «Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова

Режиссер Владимир Мирзоев посвятил своему другу Владимиру Шарову мемуарный очерк

СНОБ
Что такое экотуризм, спасет ли он планету и что под силу каждому из нас Что такое экотуризм, спасет ли он планету и что под силу каждому из нас

Ликбез Ливии Ферт по осознанным путешествиям

Vogue
«В церкви Божией разгласия» «В церкви Божией разгласия»

Почему и как образовались сразу две «параллельные» русские митрополии?

Дилетант
Почему важно извиниться перед детьми за развод и как это сделать Почему важно извиниться перед детьми за развод и как это сделать

Как правильно извиниться перед ребенком за все, что произошло во время развода

Psychologies
Хаб с глобальными амбициями Хаб с глобальными амбициями

Реконструкция аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию

РБК
Глыба. Символ эпохи. Журналисты и политики вспоминают Сергея Доренко Глыба. Символ эпохи. Журналисты и политики вспоминают Сергея Доренко

9 мая в Москве умер журналист Сергей Доренко

Esquire
Календарь переверну Календарь переверну

Традиционный большой гороскоп на год: узнай, что ждет тебя в 2020-м!

Cosmopolitan
Как устроен Как устроен

Как устроены бортовые устройства регистрации?

Популярная механика
5 ключей к публичному выступлению 5 ключей к публичному выступлению

Умение убеждать становится насущной необходимостью

Psychologies
Рождение стратегической авиации: «Русский витязь» Рождение стратегической авиации: «Русский витязь»

Самолет «Русский витязь» — прадедушка современных бомбардировщиков

Популярная механика
Гай Ричи, Уилл Смит и актеры из “Аладдина” — о волшебстве и впечатлениях от работы над фильмом Гай Ричи, Уилл Смит и актеры из “Аладдина” — о волшебстве и впечатлениях от работы над фильмом

Esquire встретился с режиссером и актерами фильма «Аладдин»

Esquire
Бурный роман Бурный роман

Пятьдесят шестой Форбс Роман Авдеев — самый многодетный отец России

Tatler
«Это говорит о том, что мы снова очень бедные»: предприниматели о скандальной рекламе Delivery Club «Это говорит о том, что мы снова очень бедные»: предприниматели о скандальной рекламе Delivery Club

Рекламная кампания Delivery Club с участием курьеров расколола бизнес-сообщество

Forbes
Человек и пароход Человек и пароход

У виллы Мезон Берто началась новая жизнь

AD
Текущие планы Текущие планы

Куда поехать тем, кто любит отдых у воды? В термы или на море?

Cosmopolitan
Музейный Петров-Водкин и императорский Фаберже: топ-лоты русских торгов аукциона Christie’s Музейный Петров-Водкин и императорский Фаберже: топ-лоты русских торгов аукциона Christie’s

Русским торгам аукциона Christie's — 50 лет

Forbes
«Продались»: звезды, в соцсетях которых слишком много рекламы «Продались»: звезды, в соцсетях которых слишком много рекламы

У кого из звезд рекламных постов едва ли не больше, чем любых других публикаций

Cosmopolitan
Как контролировать сильные эмоции: 4 шага к спокойствию Как контролировать сильные эмоции: 4 шага к спокойствию

Бывает так, что эмоции буквально захлестывают нас, мы теряем контроль над ними

Psychologies
Открыть в приложении