Музею изобразительных искусств им. Пушкина становится тесно в столице

СНОБКультура

В понедельники больше никогда

Музею изобразительных искусств им. Пушкина, постепенно обновляющемуся под руководством Марины Лошак, становится тесно в столице. Его арт-притязания распространяются теперь и на Венецию

Сергей Николаевич

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Когда я шел на встречу с директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Мариной Лошак, то рассчитывал увидеть ее новый кабинет. О нем много писали в СМИ. И сама Марина рассказывала, как ей хотелось распахнуть двери святая святых, куда раньше могли войти только избранные. И даже специально был приглашен художник Александр Бродский, превративший директорский кабинет в затейливую инсталляцию на двух уровнях, имитирующую «лавку древностей и кабинет философа одновременно». Так, по крайней мере, сообщал канал «Культура» и живописал Elle Decoration.

Но когда я туда вошел, выяснилось, что меня ожидали все те же старинные марины в золотых рамах и солидная, неподъемная мебель, которая стояла еще у ее предшественницы Ирины Александровны Антоновой. Оказалось, что инсталляцию уже демонтировали.

– Что так? – расстроился я.

– Но это же был выставочный проект, – устало улыбается Марина.

 Вечность и миг

 Вообще, музейная жизнь располагает к некоему хмурому постоянству и академической основательности: все должно быть на своих местах, как зафиксировано в многочисленных описях и музейных каталогах. А иначе это уже не музей, а временная экспозиция, которая сегодня есть, а завтра нет. Но, может быть, это и есть главный тренд наших дней? Очаровательная мимолетность, очевидная временность и всяческое непостоянство. «В четверг и больше никогда». Название давней повести Андрея Битова дает ключ к пониманию сегодняшнего музейного бытия. «Не навсегда прошу, а лишь на миг, на миг…» А это уже Белла Ахмадулина, кстати, исправная посетительница и почитательница Пушкинского музея.

Сейчас главное, чтобы этот миг был отражен в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и других соцсетях, чтобы модные девочки и мальчики в худи и сникерах успели сделать селфи, ну и лайки поставили где надо. Кому помешают лайки? Уж точно не ГМИИ им. А. С. Пушкина, последней цитадели классического искусства, где все взывает к вечности и напоминает о былом величии, включая бронзовую дощечку на двери соседнего кабинета – «Президент И. А. Антонова».

Сосуществование двух музейных директрис за одной перегородкой – это, конечно, отдельный сюжет, который еще ждет своих историков и мемуаристов. Но пока сохраняется дипломатический паритет. Старые кадры постепенно уходят. Идет ротация и смена поколений.

Молодых лиц стало существенно больше. Редкий день проходит, чтобы в музее не произошло очередное событие: лекции, квесты, концерты, презентации. Большая музейная машина работает в режиме нон-стоп, не замирая даже в выходные. Собственно, наша встреча с Мариной Лошак была назначена именно на этот день – на понедельник, когда музей закрыт.

Ее имя я впервые услышал в середине 1990-х годов. Долгое время Марина ассоциировалась у меня с ее мужем, известным журналистом и многолетним главным редактором газеты «Московские новости» Виктором Лошаком. Я знал, что оба они из Одессы. Что у Марины в прошлом был Литературный музей, созданный при ее непосредственном участии с нуля, а потом уже в Москве, тоже литературный, Музей им. В. Маяковского. Впрочем, там она проработала недолго, уйдя с головой в перестроечную галерейную жизнь. Названия разных знаковых и модных институций – от галереи «Роза Азора» до Gary Tatintsian Gallery – могли бы украсить портфолио любого пиарщика, претендующего на престижное место в столичной арт-тусовке. Наверное, самым весомым аргументом в пользу несомненных деловых качеств Марины и ее способности адаптироваться к новой экономической ситуации стала работа в «СБС-Агро». Официально ее должность называлась «атташе по культуре», но неофициально было известно, что она отвечает за первую банковскую коллекцию по искусству, которую ей поручил собирать владелец СБС банкир Александр Смоленский. Недавно я разбирал старые бумаги и наткнулся на стертую пластиковую кредитку «СБС-Агро». Именно с ней я носился как угорелый по Москве в августе 1998 года в последней надежде снять хоть какие-то деньги, вначале зависшие, а потом безнадежно сгинувшие в бездне разорившегося СБС. Где этот банк? Где Смоленский? Где его коллекция? Who knows? Поехали дальше.

Впрочем, Марина тогда не потерялась. Она принадлежит к тому типу людей, которые сохраняют улыбчивую невозмутимость в любых обстоятельствах. Под нее в 2012 году была создана даже новая должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица» (позже переименованного в «Манеж»), куда вошли и Центральный выставочный зал «Манеж», и Малый Манеж, и Домик Чехова, и еще множество других пространств, где, как предполагалось, в скором будущем развернется какая-то невиданная доселе выставочная жизнь. Но и эта история продлилась недолго. Потому что спустя всего год последовала ошеломительная новость: Марина Лошак стала директором ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В это невозможно было поверить, тем не менее 1 июня 2013 года эпохальное правление Ирины Александровны Антоновой, продлившееся без малого рекордные пятьдесят лет, закончилось. Дальше речь шла о разного рода формальностях и дипломатических жестах, на которые начальство, к счастью, не стало скупиться, полагая, что притеснять директора-легенду себе дороже. Понятно, что жизнь Марины в ситуации постоянного присутствия великой предшественницы не обещала быть безмятежной. Это как если бы две королевы, вдовствующая и царствующая, оказались заперты в стенах одного дворца и вынуждены были постоянно делить одни и те же драгоценности короны.

Вся власть и полномочия, разумеется, были у Марины, но авторитет, верность принципам высокого искусства, элегантные жемчуга и тщательно уложенные седины – все это продолжала успешно демонстрировать Ирина Александровна, которая и в свои девяносто семь лет, похоже, не собирается сдавать позиции. Раз или два мне приходилось наблюдать обеих дам в ситуации официальных музейных торжеств. Марина держалась подчеркнуто скромно и, я бы даже сказал, застенчиво, будто изо всех сил пыталась слиться с резным порталом «Златые врата» в Итальянском дворике. Отчасти этому способствовал и избранный ею неприметный, неброский стиль – дорогая простота от бельгийца Dries Van Noten. Кто знает, тот оценит, кто не знает, тот пусть идет лесом. Помпезная величавость уступила место практичности и многофункциональности. Не без внутреннего сопротивления, не без усилия, но дело сдвинулось в том направлении, которое наметила Марина, упорно проводя линию на модернизацию музея, на его омоложение, на привлечение новых лиц и внедрение новых идей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет

Художник Федор Павлов-Андреевич рассказал, что общего у перформанса и подвига

СНОБ
На острове Velvet На острове Velvet

15 лет назад Алёна Михайлова и Лиана Меладзе основали продюсерскую компанию

OK!
Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes
Обзор экшен-камеры DJI Osmo Action: с неба на трассу Обзор экшен-камеры DJI Osmo Action: с неба на трассу

Кажется, у GoPro появился серьезный конкурент!

CHIP
Сцены из деревенской жизни Сцены из деревенской жизни

Умбрия — это новая Тоскана. Только здесь дешевле, вкуснее и гораздо человечнее

Tatler
СМИ опубликовали расшифровку переговоров пилотов SSJ-100 с диспетчерами. О чем в ней идет речь? СМИ опубликовали расшифровку переговоров пилотов SSJ-100 с диспетчерами. О чем в ней идет речь?

Расшифровка переговоров диспетчеров с экипажем SSJ-100 «Аэрофлота»

Forbes
Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Освободившиеся просторы ЦДХ станут обитаемой вселенной нового «Соляриса»

СНОБ
«39 жертв – только верхушка айсберга»: за что судят бывшее руководство France Telecom «39 жертв – только верхушка айсберга»: за что судят бывшее руководство France Telecom

Экс-руководителей одной из компаний Франции обвиняют в травле подчиненных

Forbes
Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле Чечилия Бартоли. Рыцарь в дирндле

Чечилия Бартоли на сцене уже тридцать два года, но удивлять не перестает

СНОБ
Потеря работы сродни потере любимого человека. Что поможет двигаться дальше? Потеря работы сродни потере любимого человека. Что поможет двигаться дальше?

Те, кого хоть раз увольняли, знают, что ситуация сродни удару под дых

Psychologies
Вера, которая пьет тушь Вера, которая пьет тушь

Вера Мартынов рассказала, как она выращивает новый театр и нового зрителя

СНОБ
Долг платежом красен: на чем можно заработать в мае Долг платежом красен: на чем можно заработать в мае

Ситуация на мировых фондовых рынках выглядит несколько странно

Forbes
«Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова «Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова

Режиссер Владимир Мирзоев посвятил своему другу Владимиру Шарову мемуарный очерк

СНОБ
Человек без кожи. Почему мода переживает кризис доверия Человек без кожи. Почему мода переживает кризис доверия

Потребители все больше интересуются тем, из чего сделана их одежда

Forbes
И нервы как канат И нервы как канат

Пять серьезных вызовов, с которыми сталкивается наша психика в XXI веке

Glamour
Первое психологическое шоу пройдет в Доме Пашкова. Как в нем участвовать? Первое психологическое шоу пройдет в Доме Пашкова. Как в нем участвовать?

9 июня в особняке Дом Пашкова пройдёт первое Психологическое Шоу

Cosmopolitan
Стать психологом – как и зачем? Стать психологом – как и зачем?

О подводных камнях псиобразования и о том, кому можно доверять в этом вопросе

Psychologies
Пластик: от простого к сложному Пластик: от простого к сложному

Семь разновидностей пластика, которые преобразили мир привычных вещей

Дилетант
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Коллаборация Esquire и подкаста «180 градусов»: аудиоинтервью с журналистом Иваном Сурвилло (расшифровка тоже есть) Коллаборация Esquire и подкаста «180 градусов»: аудиоинтервью с журналистом Иваном Сурвилло (расшифровка тоже есть)

Интервью с Иваном Сурвилло — молодым журналистом и апостолом-2019

Esquire
Что движет женщинами, которые приходят в «мужской» спорт Что движет женщинами, которые приходят в «мужской» спорт

Многие недоумевают, когда видят женщин, занимающихся мужскими видами спорта

Psychologies
«Тратьте деньги не на вещи, а на впечатления»: почему это может быть ловушкой «Тратьте деньги не на вещи, а на впечатления»: почему это может быть ловушкой

Работая меньше, мы можем позволить себе меньше... или все-таки больше?

Psychologies
6 главных вопросов к финалу «Игры престолов» 6 главных вопросов к финалу «Игры престолов»

«Игра престолов» закончилась, а вопросы остались

Esquire
Картины, счета, самолеты. Суд арестовал имущество братьев Ананьевых Картины, счета, самолеты. Суд арестовал имущество братьев Ананьевых

Суд арестовал активы братьев Ананьевых по иску Промсвязьбанка

Forbes
«Соблюдаю интересы мира силами капитализма». Как сын беженцев заработал миллионы на переработке мусора «Соблюдаю интересы мира силами капитализма». Как сын беженцев заработал миллионы на переработке мусора

Том Саки сумел построить на переработке отходов успешный бизнес

Forbes
Как научить ребенка ценить деньги и правильно ими распоряжаться? Как научить ребенка ценить деньги и правильно ими распоряжаться?

Как научить ребенка азам финансовой и экономической грамотности

Psychologies
В деле «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова появился новый подозреваемый В деле «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова появился новый подозреваемый

Новым подозреваемым в деле «Седьмой студии» стал предприниматель из Петербурга

Forbes
Убийца авианосцев: трагическая история «сотки» Т-4 Убийца авианосцев: трагическая история «сотки» Т-4

СССР пытался найти дешевое «противоядие» для борьбы с королями океанов

Популярная механика
8 самых красивых актрис кино для взрослых (от Мии Малковой до Саши Грей) 8 самых красивых актрис кино для взрослых (от Мии Малковой до Саши Грей)

В этом списке — самые красивые актрисы взрослых фильмов!

Playboy
​​​​Мы оглянулись посмотреть ​​​​Мы оглянулись посмотреть

Как за 25 лет в нашей стране изменились стандарты красоты и отношение к ЗОЖ

Cosmopolitan
Открыть в приложении