Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

ForbesБизнес

Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой».

Текст: Александр Баулин
Фото: Юрий Чичков для Forbes

Геворк Вермишян стал генеральным директором «Мегафона» в ноябре 2018-го. До этого он в течение года занимал должность исполнительного директора

Поколение тридцатилетних

Можно ли сказать, что это поколение активнее в бизнесе, какие способы коммуникации оно предпочитает и как вообще вы с ним взаимодействуете?

Есть несколько трендов, которые сейчас в моде у нового поколения. Молодежный сегмент (к этой категории абонентов мы относим людей от 14 до 24 лет) уважает разумное потребление. Они не считают модной роскошь, в большинстве своем они апологеты здорового образа жизни. Поколения Z и Y стараются больше времени уделять спорту, правильному питанию, ценят свое время и, как следствие, доступность услуг. Например, мы точно выяснили, что молодежь крайне раздражает заполнение различных идентификационных карт и анкет на e-commerce и медийных площадках. Они ищут более простые и быстрые решения. Важная тенденция — ускорение ритма жизни и уход от наличных. Платежи в крупных городах с использованием пластика совершаются все реже, люди чаще платят с мобильного телефона. Мы видим этот тренд, обороты мобильных платежей растут на 53% ежегодно и достигают десятков миллиардов рублей. Электронные кошельки уже в прошлом и не актуальны для этой аудитории.

Кроме того, это поколение не любит тратить время на разговоры, а чаще пишет или отправляет голосовые сообщения друг другу. Поэтому доступность приложений и скорость интернета играют особенно важную роль. Мы видим прямую корреляцию между скоростью загрузки видео на смартфоне и удовлетворенностью молодых клиентов.

Если суммировать эти тренды, становится ясно, что в продуктовой стратегии важно делать ставку на технологическое преимущество в скорости и качестве связи. Чем быстрее интернет, тем лучше работает услуга и тем выше удовлетворенность нашего клиента. Например, у «Мегафона» средняя скорость в стандарте LTE по всей стране 32,2 Мбит/с, тогда как среднемировой уровень — это 26,1 Мбит/с, а среднероссийский — всего лишь 19,5 Мбит/с.

Как вы выбираете перспективные направления бизнеса и как разрабатываете технологии? Например, у вашего конкурента МТС есть венчурный фонд.

В 2018 году мы исколесили весь мир и отсмотрели, как работают корпоративные венчурные фонды, как вообще крупные компании работают со стартапами. Кроме того, спросили стартапы, как они предпочитают строить взаимодействие с корпорациями. И в итоге пришли к выводу, что CVC-модель (corporate venture capital) сама по себе интересна, но действительно успешные кейсы в мире можно буквально по пальцам пересчитать — разве что BMW Garage.

Мы пошли другим путем — создали технологическую песочницу и в середине 2018 года запустили Innovation Board. Это главный корпоративный орган, принимающий решения о пилотировании стартапов, стартап-идей или стартап-команд. Члены борда — руководители основных бизнес-направлений, поэтому участие в отборе не отвлекает их от основной работы и они по-прежнему сфокусированы на своей выручке. Технологическая песочница формирует предложения, и когда управленцы садятся в кресла членов инновационного борда, они видят поток генерируемых решений. Эти решения либо сократят им расходы, либо упростят бизнес-процессы.

Новые проекты и команды для запуска в песочницу приходят через прямые контакты, работу с акселераторами и фондами, через аналитический поиск в разных базах. Благодаря песочнице мы пересмотрели корпоративные и процедурные вопросы в нашей работе со стартапами, значительно снизив барьеры для входа молодых команд. Сейчас у нас всего два условия для попадания в отбор: пилот нужно запустить максимум за три месяца, а стоимость его реализации не должна превышать 3 млн рублей. Наш подход отлично себя зарекомендовал: менее чем за год с момента запуска мы рассмотрели около 800 идей, из них 30 взяли в работу, а 10 уже отпилотированы и масштабированы в «Мегафоне».

Что это за решения?

Это интересные решения в области больших данных — правильные разметки массивов больших данных, построение дата-моделей, еще одна вертикально-роботизированная платформа голосового синтеза для применения в кол-центрах и других массовых площадках сервиса и обслуживания. Например, в разработку мы взяли рекомендательные движки и уже используем их на «Мегафон ТВ» — нашей онлайн-стриминг-платформе с широкой библиотекой контента, которой пользуются свыше 5,3 млн абонентов. Поскольку мы не производим контент, у нас подписаны контракты со всеми мейджорами, производящими полнометражный, короткометражный или мультипликационный контент. И нам крайне важно представить максимально персонифицированное предложение для каждого из 5,3 млн клиентов нашего сервиса.

Вы только сами ищете стартапы или к вам все-таки приходят фаундеры?

Есть несколько направлений. Иногда кто-то из руководителей команды видит интересную идею, и дальше команда подхватывает контакт и разговаривает со стартапом. Мы также активно работаем с акселераторами, например с ФРИИ и «Сколково». Третье направление — работа напрямую с фондами. Наша команда сфокусирована не только на российском рынке, мы активно работаем с командами из Кремниевой долины, Израиля, Западной Европы, а также партнерами, имеющими глобальное присутствие на развитых и развивающихся рынках.

Стартапы заинтересованы в доступе к экспертизе «Мегафона», нашей клиентской базе и в возможности проверять гипотезы. «Мегафон» ищет новые эффективные решения, фонды, в свою очередь, нацелены на рост стоимости. Таким образом, мы формируем уникальную win-win-модель для всех сторон. Благодаря этим проектам в нашей компании «Мегалабс» родились такие хиты, как «Мегафон ТВ», цифровая банковская карта «Мегафона», сервис умной рекламы «Мегафон.Таргет».

Вы видите разницу между молодыми сотрудниками и зрелыми, есть ли разница с тем, что было лет пять назад?

Разница колоссальная. В стратегии HR «Мегафона» есть блок, которому я уделяю большое внимание. Это стратегия развития цифровых талантов. Отрасль, которую мы представляем, активно развивается и постоянно требует новых решений. В качестве ключевой ценности нашей мы исповедуем бренд работодателя. Мы тесно сотрудничаем с основными технологическими вузами страны, поставляя на кафедры интересные бизнес-кейсы, которые в силу тех или иных причин не успеваем проработать собственными силами. В 2018 году, к примеру, мы провели 150 мероприятий, основная цель которых — решить насущную бизнес-задачу, посмотреть на интересных кандидатов, наградить их грантами или пригласить на работу. Нам важно на практике показать, что мы не просто телеком-компания, а многогранная высокотехнологичная корпорация. Это и привлекает новые кадры, если принимать во внимание огромную конкуренцию бизнеса за разработчиков, программистов, дата-сайентистов. И здесь очень важно, как именно бренд работодателя «звучит» для молодежи, высококвалифицированных кадров. В этой среде есть очень важный рейтинг Universum и его категория «IT-специализация». За год мы в этом рейтинге поднялись более чем на 20 позиций. Наша цель — занять место в топ-10 работодателей России в ближайшее время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пятнадцать лет спустя Пятнадцать лет спустя

Как с момента появления издания в России изменилась страна и герои Forbes

Forbes
10 лучших мужских образов 72-го Каннского кинофестиваля 10 лучших мужских образов 72-го Каннского кинофестиваля

Определяемся, кому стоит отдать «Золотую пальмовую ветвь» за лучший смокинг

GQ
Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
Болезнь цифрового мира: как защититься от утечек персональных данных Болезнь цифрового мира: как защититься от утечек персональных данных

Есть ли прививка от утечки персональных данных?

Forbes
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
«Не надо надеяться, надо действовать» «Не надо надеяться, надо действовать»

Не обязательно противопоставлять духовное развитие и желание стать успешной

Psychologies
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Почему мы страдаем, когда кончается любимый сериал (объясняют эксперты) Почему мы страдаем, когда кончается любимый сериал (объясняют эксперты)

Ну и как теперь дальше жить без «Игры престолов»

Playboy
Клубничный рейд Клубничный рейд

Экс-кандидат в президенты России борется с бывшей женой за совхозные земли

Forbes
Не надо так! Сайрус, Керр и другие звезды, которые загорают топлес Не надо так! Сайрус, Керр и другие звезды, которые загорают топлес

Кто из звезд не стесняется лежать на берегу без бра и почему не стоит так делать

Cosmopolitan
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Кто такая Тара Разави, без которой A$AP Rocky, Билли Айлиш и Tyler, the Creator не сняли бы ваши любимые клипы Кто такая Тара Разави, без которой A$AP Rocky, Билли Айлиш и Tyler, the Creator не сняли бы ваши любимые клипы

Откуда взялась Тара Разави и почему вы о ней, скорее всего, не знаете

Esquire
Убедительные люди Убедительные люди

Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

Forbes
«Я развелась, причина очень нехорошая»: Настасья Самбурская о крахе брака «Я развелась, причина очень нехорошая»: Настасья Самбурская о крахе брака

Настасья Самбурская впервые рассказала о драме в своей личной жизни

Cosmopolitan
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Индульгенция для миллиардеров. Почему бизнесу не нужно строить храмы Индульгенция для миллиардеров. Почему бизнесу не нужно строить храмы

У Русской православной церкви в современном обществе противоречивое положение

Forbes
Забойные истории Забойные истории

Как Александр Щукин попал в список Forbes, а потом оказался под домашним арестом

Forbes
«Уловка-22» — антивоенный сериал Джорджа Клуни, который притворяется абсурдистской комедией «Уловка-22» — антивоенный сериал Джорджа Клуни, который притворяется абсурдистской комедией

Главные герои — служащие ВВС США — пытаются убежать от войны, но не выходит

Esquire
«Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете» «Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете»

Миллиардер Андрей Андреев — о предстоящем IPO своей группы

Forbes
8 самых ненадежных автомобилей (лучше уж на такси) 8 самых ненадежных автомобилей (лучше уж на такси)

Даже из салона эти модели могут доставить немало проблем.

Playboy
Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
Золотое детство. Как воспитывают детей в монарших семьях Золотое детство. Как воспитывают детей в монарших семьях

Ребенок, рождающийся в королевской семье, всю жизнь будет соблюдать протокол

Forbes
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
4 веские причины начать спать без трусов (так советуют ученые) 4 веские причины начать спать без трусов (так советуют ученые)

Сон в чем мать родила имеет больше преимуществ, чем ты мог бы подумать

Playboy
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
«Нужно 30 нарушений за ночь». Что обсуждают на планерке в ГИБДД «Нужно 30 нарушений за ночь». Что обсуждают на планерке в ГИБДД

В Сеть попал видеоролик, который снят на планерке инспекторов ГИБДД в Сургуте

РБК
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Как защитить себя от газлайтинга в отношениях: 7 проверенных способов Как защитить себя от газлайтинга в отношениях: 7 проверенных способов

Как быстро и безошибочно вычислить газлайтера и защититься от его манипуляций

Psychologies
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Как соцсети влияют на отношения? 4 главных эффекта, обнаруженных учеными Как соцсети влияют на отношения? 4 главных эффекта, обнаруженных учеными

Соцсети привнесли в романтические отношения массу проблем и нюансов

Playboy
Открыть в приложении