Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – силаHi-Tech

Зарождение гидроавиации

Дмитрий Соболев

«Аэровелос» перед испытаниями на Тульнербахерском озере

Первым конструктором гидросамолета – самолета, предназначенного для эксплуатации с водной поверхности, – был Вильгельм Кресс. Он родился в Петербурге, после окончании школы стал певцом. Рано потеряв голос, Кресс стал заниматься изготовлением музыкальных инструментов, что до конца жизни было для него основным источником средств к существованию.

В 1873 году Кресс переехал в Вену, на родину своих предков. Там он увлекся авиацией. После успешных опытов с моделями он задумал построить самолет, названный «Аэровелос», который мог бы взлетать и с суши, и с воды. Изобретатель писал: «…"Аэровелос", установленный на колеса, может гораздо быстрее получить необходимую скорость и, тем самым, подъемную силу, особенно если он разбегается по наклонной плоскости. Но управлять "Аэровелосом" должен очень опытный пилот. Необходимые упражнения можно делать только на озере или на море, так как там имеется достаточно свободной поверхности, на которой можно беспрепятственно двигаться в любом направлении, выбирая встречный воздушный поток, и не бояться удариться о дерево или холм».

Два десятилетия спустя, когда в результате научно-технического прогресса появились более реальные шансы создания самолета, Кресс приступил к воплощению своей идеи. Понимая, что нужных инженерных знаний у него нет, в 1893‑м в возрасте 57 лет он поступил в Высшую техническую школу в Вене, закончив которую, начал работы по созданию крылатой машины. В 1898‑м он организовал «Комитет Кресса», которому удалось собрать 40 тысяч австрийских крон на строительство летательного аппарата. К середине следующего года постройка планера самолета была завершена, оставалось добавить силовую установку. Кресс остановил выбор на недавно изобретенном бензиновом моторе. Однако удельный вес (вес на лошадиную силу) автомобильных двигателей того времени намного превосходил тот, который по оценке конструктора был необходим для подъема в воздух. Попытки заказать специальный легкий двигатель внутреннего сгорания не увенчались успехом, и в конце 1900 года конструктор был вынужден использовать обычный автомобильный мотор, развивавший при весе 200 кг всего 7–9 л. с.

Самолет Кресса представлял собой поставленную на поплавки конструкцию с тремя крыльями, расположенными одно за другим – схема, выбранная на основе опытов с моделями. Поплавки были из алюминия. Фюзеляж из стальных труб был обтянут непромокаемой тканью. Двигатель с помощью цепи вращал расположенные между крыльями пропеллеры. Крылья имели изогнутый профиль, как на планерах немца Отто Лилиенталя, деревянные нервюры покрыты сверху аэростатной материей. Заднюю кромку винтов и крыльев сделали гибкой, благодаря чему Кресс рассчитывал на автоматическую регулировку тяги и подъемной силы на различных режимах полета. Органами управления служили горизонтальный и два вертикальных руля, меньший из которых предназначался для управления при разбеге по воде. Вес «Аэровелоса» равнялся 650 кг.

Вильгельм Кресс у своего самолета

Явно недостаточная мощность двигателя не позволяла надеяться на полет, поэтому Кресс решил ограничиться пробежками на воде. Целью этих экспериментов, начавшихся в ноябре 1900 года на Тульнербахерском озере вблизи Вены, было приобретение начального опыта управления и проверка работы силовой установки.

В начале следующего года благодаря пожертвованиям частных лиц (в том числе императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа) Кресс собрал сумму, достаточную для покупки нового, более мощного двигателя. По его заказу фирма «Даймлер» изготовила мотор в 30 л. с. Однако и его вес оказался большим – 390 кг вместо 210 кг, как рассчитывал Кресс. В результате самолет стал перетяжеленным на 180 кг. Кроме того, из-за веса двигателя нарушилась центровка летательного аппарата. Поэтому Кресс был вынужден вновь отказаться от попытки взлета. Тем не менее он решил продолжить испытания на воде, рассчитывая в следующем году увеличить площадь крыла, чтобы компенсировать возросший вес.

3 октября 1901 года тяжелый и малоустойчивый самолет во время пробежки по озеру опрокинулся и ушел под воду. Авария произошла из-за поворота на большой скорости, необходимого, чтобы избежать столкновения с каменной стеной плотины. Кресс, несмотря на солидный возраст, лично управлявший аппаратом, остался невредим и был доставлен на берег лодкой, но самолет во время подъема с илистого дна сильно повредили. Уцелевшим оставался только двигатель.

Зимой 1901/1902 года Кресс занялся восстановлением и модернизацией самолета. Новый вариант должен был иметь большие размеры, вместо трех установили четыре крыла. Корпус получил плоское днище специально для опытов на мелководье. Для лучшей устойчивости двигатель решили поставить ниже, чем прежде. Нехватка денег помешала Крессу завершить строительство этого самолета – после прошлогодней аварии ему перестали оказывать финансовую помощь. Летом 1902‑го он окончательно забросил свой проект.

Итак, деятельность Вильгельма Кресса не увенчалась успехом, из-за большого веса двигателя не было сделано даже попытки взлета. Тем не менее она представляет интерес как первый опыт создания гидросамолета и первое применение двигателя внутреннего сгорания на самолете.

Впервые крылатый аппарат смог взлететь с воды летом 1905 года. Но это был не самолет, а планер. Его построили во Франции в мастерских Габриэля Вуазена по заказу Эрнста Аршдекона. По сути, это был большой коробчатый воздушный змей, поставленный на два поплавка. Единственным органом управления являлся руль высоты, размещенный на балках перед крылом.

Гидропланер Аршдекона-Вуазена испытали на Сене на буксире за моторной лодкой. Вуазену удалось выполнить несколько полетов дальностью 150–300 м. Из-за несовершенства системы управления они выполнялись только по прямой и в безветренную погоду.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будьте здоровы Будьте здоровы

Нейропротез для эпилептиков, микропластик в голове и нановакцина

Знание – сила
5 привычек, от которых давно пора избавиться 5 привычек, от которых давно пора избавиться

Как понять, что привычки «тормозят» вас, не дают развиваться и достигать целей?

Psychologies
БИНТИ БИНТИ

Репетиции прогулок по Луне, охлаждающая краска и древнейшая горная порода

Наука и жизнь
Старик и хикикомори Старик и хикикомори

Как и почему молодые японцы прячутся от общества в выдуманных мирах

Правила жизни
Спас неспасающий Спас неспасающий

Много ли мы знаем картин, которые стали иконами со спрятанным Сатаной?

Дилетант
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея

Какие картины студии Disney вызывали недовольство публики?

СНОБ
Включаем цвет Включаем цвет

Светлая и уютная квартира с яркими акцентами в современном монолитном доме

Идеи Вашего Дома
7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе! 7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе!

Сколько можно есть — новогодние мифы о метаболизме

Новый очаг
Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты

Как работают ИИ-видеогенераторы, где их применяют и что ждет нас в будущем

ТехИнсайдер
Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта Загадка темной материи по-прежнему не раскрыта

Темная материя: проблема «последнего парсека», новые факты и рекорды в поисках

Знание – сила
Синдром отчуждения родителя: что это, основные признаки и в чем опасность Синдром отчуждения родителя: что это, основные признаки и в чем опасность

Как понять, что партнер настраивает сына или дочь против вас?

Psychologies
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084» Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084»

Леха Никонов повествует историю создания альбома «2084» — от начала и до конца

СНОБ
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа

Удивительные встречи. Одно из таких знакомств — с путешественником Юрием Лыхиным

Seasons of life
«Ах, сердце прихватило»: как отвечать на манипуляции дома и на работе, чтобы не поссориться «Ах, сердце прихватило»: как отвечать на манипуляции дома и на работе, чтобы не поссориться

Как сохранить отношения, если вами манипулируют?

Psychologies
Со времен Александра Невского Со времен Александра Невского

Пять московских достопримечательностей с удивительной историей

Зеркало Мира
Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
«Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу «Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу

Какие психологические запросы не работают и как их правильно составлять?

Psychologies
Елизавета Ищенко Елизавета Ищенко

Старт карьеры огненной артистки-ньюкамера совпал с эпохой новых русских сериалов

Собака.ru
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
«Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Что нужно сделать, чтобы в 2025 году вам сопутствовала удача в делах

Добрые советы
Каникулы новой жизни Каникулы новой жизни

Как не превратить новогодние каникулы в пытку бездельем и обжорством

Лиза
Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам» Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам»

Вдова актера Вадима Спиридонова — о том, каким он был в жизни

Коллекция. Караван историй
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
«Сколько ты зарабатываешь?»: стоит ли говорить родственникам о своих доходах и расходах «Сколько ты зарабатываешь?»: стоит ли говорить родственникам о своих доходах и расходах

Важно ли скрывать, сколько вы зарабатываете от родственников?

Psychologies
Выбор выхода Выбор выхода

Три истории о возможностях финала

Weekend
9 признаков того, что вы едите излишне много соли 9 признаков того, что вы едите излишне много соли

Что указывает на большое количество соли в организме, и как это исправить

ТехИнсайдер
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Открыть в приложении