Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – силаHi-Tech

Зарождение гидроавиации

Дмитрий Соболев

«Аэровелос» перед испытаниями на Тульнербахерском озере

Первым конструктором гидросамолета – самолета, предназначенного для эксплуатации с водной поверхности, – был Вильгельм Кресс. Он родился в Петербурге, после окончании школы стал певцом. Рано потеряв голос, Кресс стал заниматься изготовлением музыкальных инструментов, что до конца жизни было для него основным источником средств к существованию.

В 1873 году Кресс переехал в Вену, на родину своих предков. Там он увлекся авиацией. После успешных опытов с моделями он задумал построить самолет, названный «Аэровелос», который мог бы взлетать и с суши, и с воды. Изобретатель писал: «…"Аэровелос", установленный на колеса, может гораздо быстрее получить необходимую скорость и, тем самым, подъемную силу, особенно если он разбегается по наклонной плоскости. Но управлять "Аэровелосом" должен очень опытный пилот. Необходимые упражнения можно делать только на озере или на море, так как там имеется достаточно свободной поверхности, на которой можно беспрепятственно двигаться в любом направлении, выбирая встречный воздушный поток, и не бояться удариться о дерево или холм».

Два десятилетия спустя, когда в результате научно-технического прогресса появились более реальные шансы создания самолета, Кресс приступил к воплощению своей идеи. Понимая, что нужных инженерных знаний у него нет, в 1893‑м в возрасте 57 лет он поступил в Высшую техническую школу в Вене, закончив которую, начал работы по созданию крылатой машины. В 1898‑м он организовал «Комитет Кресса», которому удалось собрать 40 тысяч австрийских крон на строительство летательного аппарата. К середине следующего года постройка планера самолета была завершена, оставалось добавить силовую установку. Кресс остановил выбор на недавно изобретенном бензиновом моторе. Однако удельный вес (вес на лошадиную силу) автомобильных двигателей того времени намного превосходил тот, который по оценке конструктора был необходим для подъема в воздух. Попытки заказать специальный легкий двигатель внутреннего сгорания не увенчались успехом, и в конце 1900 года конструктор был вынужден использовать обычный автомобильный мотор, развивавший при весе 200 кг всего 7–9 л. с.

Самолет Кресса представлял собой поставленную на поплавки конструкцию с тремя крыльями, расположенными одно за другим – схема, выбранная на основе опытов с моделями. Поплавки были из алюминия. Фюзеляж из стальных труб был обтянут непромокаемой тканью. Двигатель с помощью цепи вращал расположенные между крыльями пропеллеры. Крылья имели изогнутый профиль, как на планерах немца Отто Лилиенталя, деревянные нервюры покрыты сверху аэростатной материей. Заднюю кромку винтов и крыльев сделали гибкой, благодаря чему Кресс рассчитывал на автоматическую регулировку тяги и подъемной силы на различных режимах полета. Органами управления служили горизонтальный и два вертикальных руля, меньший из которых предназначался для управления при разбеге по воде. Вес «Аэровелоса» равнялся 650 кг.

Вильгельм Кресс у своего самолета

Явно недостаточная мощность двигателя не позволяла надеяться на полет, поэтому Кресс решил ограничиться пробежками на воде. Целью этих экспериментов, начавшихся в ноябре 1900 года на Тульнербахерском озере вблизи Вены, было приобретение начального опыта управления и проверка работы силовой установки.

В начале следующего года благодаря пожертвованиям частных лиц (в том числе императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа) Кресс собрал сумму, достаточную для покупки нового, более мощного двигателя. По его заказу фирма «Даймлер» изготовила мотор в 30 л. с. Однако и его вес оказался большим – 390 кг вместо 210 кг, как рассчитывал Кресс. В результате самолет стал перетяжеленным на 180 кг. Кроме того, из-за веса двигателя нарушилась центровка летательного аппарата. Поэтому Кресс был вынужден вновь отказаться от попытки взлета. Тем не менее он решил продолжить испытания на воде, рассчитывая в следующем году увеличить площадь крыла, чтобы компенсировать возросший вес.

3 октября 1901 года тяжелый и малоустойчивый самолет во время пробежки по озеру опрокинулся и ушел под воду. Авария произошла из-за поворота на большой скорости, необходимого, чтобы избежать столкновения с каменной стеной плотины. Кресс, несмотря на солидный возраст, лично управлявший аппаратом, остался невредим и был доставлен на берег лодкой, но самолет во время подъема с илистого дна сильно повредили. Уцелевшим оставался только двигатель.

Зимой 1901/1902 года Кресс занялся восстановлением и модернизацией самолета. Новый вариант должен был иметь большие размеры, вместо трех установили четыре крыла. Корпус получил плоское днище специально для опытов на мелководье. Для лучшей устойчивости двигатель решили поставить ниже, чем прежде. Нехватка денег помешала Крессу завершить строительство этого самолета – после прошлогодней аварии ему перестали оказывать финансовую помощь. Летом 1902‑го он окончательно забросил свой проект.

Итак, деятельность Вильгельма Кресса не увенчалась успехом, из-за большого веса двигателя не было сделано даже попытки взлета. Тем не менее она представляет интерес как первый опыт создания гидросамолета и первое применение двигателя внутреннего сгорания на самолете.

Впервые крылатый аппарат смог взлететь с воды летом 1905 года. Но это был не самолет, а планер. Его построили во Франции в мастерских Габриэля Вуазена по заказу Эрнста Аршдекона. По сути, это был большой коробчатый воздушный змей, поставленный на два поплавка. Единственным органом управления являлся руль высоты, размещенный на балках перед крылом.

Гидропланер Аршдекона-Вуазена испытали на Сене на буксире за моторной лодкой. Вуазену удалось выполнить несколько полетов дальностью 150–300 м. Из-за несовершенства системы управления они выполнялись только по прямой и в безветренную погоду.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пора и Soueast знать Пора и Soueast знать

Прикатились кроссоверы Soueast. Что они такое? Кому такие?

Автопилот
Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Останетесь без волос: почему нельзя мыть голову горячей водой Останетесь без волос: почему нельзя мыть голову горячей водой

Горячий душ может навредить коже вашей головы

ТехИнсайдер
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
В городе дождей В городе дождей

Обустройство квартиры для сдачи в аренду — задача со многими неизвестными

Идеи Вашего Дома
Два вальса Два вальса

Грибоедов писал немало музыкальных произведений, однако большинство не записывал

Знание – сила
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Вклад открытий Джона Тиндаля в науку

Знание – сила
У последнего редута У последнего редута

Бенито Муссолини закончил политическую карьеру главой марионеточного государства

Дилетант
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»

Во время похода в Персию Александр Ма­кедонский тяжело заболел

Дилетант
Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога

Как обсуждать с близкими людьми непростые ситуации, касающиеся денег?

Psychologies
«Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме «Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме

Что такое «янгизм» и почему возраст сотрудника — не главное?

Forbes
Конец историй Конец историй

Десять разных, но по-своему идеальных кинофиналов

Weekend
Искусство найма: как увеличить число разработчиков в 5 раз и снизить текучесть кадров Искусство найма: как увеличить число разработчиков в 5 раз и снизить текучесть кадров

Как практика One day offer помогает нанимать лучших специалистов в IT-отрасли

СНОБ
Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований! Почему слепые люди защищены от шизофрении? Вас поразят эти факты и результаты исследований!

Почему рожденные слепыми люди никогда не сталкиваются с шизофренией

ТехИнсайдер
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Мамины помощники Мамины помощники

Как приучить детей выполнять элементарные обязанности по дому?

Лиза
Не каждая тарелка — летающая Не каждая тарелка — летающая

Феномен НЛО: правда или вымысел?

Зеркало Мира
Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории» Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории»

Какие проекты будут реализованы в островном регионе

ФедералПресс
Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком

Породы, которые не подходят для семей с маленькими детьми

ТехИнсайдер
Дело сделано Дело сделано

Творцы заряжают верой в то, что любимое занятие может вырасти в небольшое дело

Seasons of life
Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение

Что такое синдром Маугли и как он проявляется у детей?

Psychologies
Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года Обратная перемотка: 20 лучших зарубежных фильмов 2024 года

Какие фильмы, вышедшие в 2024 году, стоит обязательно посмотреть?

Правила жизни
Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка

История «Злой ведьмы Запада» Леоны Хелмсли

ТехИнсайдер
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
Нация и коллаборация Нация и коллаборация

50 лет «Лакомбу Люсьену» Луи Маля

Weekend
Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты! Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты!

Что мы знаем о внешности Иисуса?

ТехИнсайдер
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Силой мысли Силой мысли

Решила стать стройнее? Для этого нужен определенный настрой

Лиза
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
Открыть в приложении