Москва – Флоренция – Солярис
Во Флоренции трудно удивить искусством. Там оно на каждом шагу и самой высокой пробы. Но мультимедийный проект «Новый полет на Солярис», подготовленный частным российским музеем AZ и фондом Франко Дзеффирелли, обещает стать абсолютной сенсацией нового туристического сезона.
В этом проекте все удивительно и все неслучайно.
Неслучайно, что Андрей Тарковский и «Солярис»: все-таки фильмы великого режиссера уже дважды становились сюжетом и содержанием знаковых художественных проектов, организованных музеем AZ. А удивляет то, что на этот раз в качестве адреса проведения выставки избрана не Москва, а далекая Флоренция. Абсолютно новое и неизведанное пространство, где недавно открылся Фонд Франко Дзеффирелли. Но если вдуматься, это тоже неслучайно – ведь Флоренция была первым городом, приютившим опального режиссера. Здесь находится его фонд и постоянно проживает сын Андрей Тарковский-младший.
Неисповедимы пути господни. Больше года назад, оказавшись проездом во Флоренции, мне довелось побывать в здании на Piazza San Firenze, 5. Роскошное палаццо XVI века, сменившее немало хозяев, среди которых значились самые знатные семьи Флоренции, в последние годы без особых затей было приспособлено под судебное помещение. Своими глазами видел в центральном зале след на полу, оставшийся от клетки для подсудимых, и вытертые скамьи для присяжных. И даже успел почувствовать неистребимый казенный дух, который не так-то легко выветрить из бывших дворцовых интерьеров с мраморными колоннами и парадными лестницами. Одна надежда на маэстро Франко Дзеффирелли, а точнее, на его гениальную способность преображать самые унылые пространства. Тем более речь шла о главном деле всей жизни – огромном фонде, собранном им более чем за семьдесят лет неустанной творческой деятельности. Именно под него и предназначалось палаццо на San Firenze.
Разумеется, его триумфальному переезду предшествовали годы итальянской бюрократической волокиты и бесконечный ремонт, сожравший все деньги самого маэстро и спонсоров, среди которых были многие российские предприниматели. Но в прошлом году открытие все-таки состоялось, став событием общенационального значения.
С самого начала Дзеффирелли не собирался превращать это пространство в мавзолей своего имени. Он хотел, чтобы тут звучали молодые голоса, чтобы на мастер-классы съезжались режиссеры и актеры со всего мира, чтобы в этих стенах кипела жизнь. И вовсе не обязательно, чтобы она была напрямую связана с творчеством самого маэстро. Главное, чтобы в ее основе было то же стремление к идеалу и поискам красоты. В этом смысле имя младшего современника, русского режиссера Андрея Тарковского, оказалось не только созвучно миропониманию Дзеффирелли, но и придало новое измерение и масштаб всей деятельности фонда.
Вначале думали привезти нашумевшую выставку «Прорыв в прошлое», посвященную фильму «Андрей Рублев» и художнику Дмитрию Плавинскому. Не сложилось. «Прорыв», как он был задуман и выстроен автором-куратором Полиной Лобачевской, художником-постановщиком Геннадием Синёвым и медиахудожником Александром Долгиным, упорно сопротивлялся грандиозности флорентийского барокко, терялся в громаде дворцовых покоев, смотрелся бедным чужестранцем рядом со всей этой величественной красотой.