Красивый фасад. Есть ли преимущества у бизнес-центра в старинном особняке
Неэксплуатируемые здания заводов и старинные особняки все чаще переделывают под бизнес-центры. Окупается ли сложность и дороговизна ремонта в подобных зданиях престижем местоположения?
На московском рынке офисной недвижимости нарастает потребительский тренд — арендаторам становится интересен эстетический критерий. Арендаторы стали обращать внимание на внешний вид здания, например, дополнительным преимуществом является лепные потолки и барельефы на стенах. Сочетание современного бизнес-центра и исторической составляющей дают контраст, впечатляет арендаторов и, что немаловажно, их гостей.
Спрос на старину
В ближайшее время это может вызвать рост спроса на качественные офисные площади в бизнес-центрах, расположенных в реконструированных исторических зданиях: особняках, бывших торговых и деловых зонах, внутри зданий-памятников промышленной архитектуры. Хотя по-прежнему важными остаются расположение бизнес-центра и величина арендной ставки.
По данным Knight Frank, объем рынка качественных офисных площадей в Москве в 2017 году составил 16,3 млн кв. м, из которых 4 млн кв. м — это бизнес-центры класса А. Общий ввод офисных площадей в столице в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом на 28% до 408 тысяч кв. м, в основном за счет объектов, работы на которых стартовали до кризиса 2014-2015 годов. «Золотой фонд» московского рынка офисной недвижимости пополнили вновь построенные бизнес-центры «Оазис», «Фили-град», Neopolis, «Башня Федерация – Восток» и приспособленное здание бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Спрос на офисы в них велик: по данным JLL, 70% этих бизнес-центров уже заняты крупными арендаторами.
Однако, несмотря на некоторое оживление рынка офисной недвижимости Москвы в 2017 году, аналитики пока осторожны в прогнозах на ближайшую перспективу. Скорее всего, 2018 год запомнится минимальным показателем ввода новых офисов за всю историю рынка — не более 264 тысяч кв. м. Увеличению объемов нового строительства может поспособствовать несколько факторов. В частности, оживить рынок офисной недвижимости может реновация существующих бизнес-центров. Сейчас на рынке много объектов, чей возраст перевалил за 15 лет, и они устарели морально и физически. Именно их обитатели сформируют дополнительный спрос на новые качественные офисные центры.