Выпускники операторского факультета ВГИКа рассуждают о профессии, учебе и кино

СНОБРепортаж

Камерное исполнение

Записал ~ Сергей Алещенок

Никита Кармен в портовом городке Дун-Лэаре в Ирландии.

Столетие ВГИКа практически совпало с выходом сотого номера «Сноба». Мы решили отметить это неожиданное пересечение столь же неожиданным предложением, обращенным к выпускникам операторского факультета легендарного института. По нашей просьбе шесть молодых операторов встали по другую сторону камеры и сделали собственные портреты. А потом порассуждали о профессии, учебе и отечественном кино.

Никита Кармен

24 года
Окончил ВГИК в 2018 году
Избранные работы: к/ф «Моя весна» (реж. а. Цой), к/ф «Лучшее... от первого лица» (реж. а. Цой; Гран-при фестиваля «Киношок-2017»), к/ф «Удушье» (реж. Н. марсакова), д/ф «анатолий Крупнов. Он был» (реж. Д. иванкова; Приз зрительских симпатий ММКФ-2019)

Про выбор

Многие считают, что у меня просто не было другого выбора, кроме камеры, потому что и прадед, и оба деда, и отец – все кинооператоры. Да и мама – режиссер-документалист. Но на самом деле выбор был! При том что вырос в киношной семье, я не был ребенком площадки и впервые попал на нее чуть ли не в институте. Смешно об этом вспоминать, но фотографировать я начал, чтобы не ходить на математику: в школе, если снимаешь разные школьные мероприятия, тебя отпускают с уроков. Так вот и увлекся! Пошел на курсы фотографии, потом на подготовительные курсы во ВГИК. Больше всего меня там зацепило сочетание искусства и технологии. Ну и люди вокруг были действительно особенными – и ребята, и преподаватели. Потом, когда я уже поступил во ВГИК, мне повезло попасть в мастерскую Игоря Семеновича Клебанова.

Про удачу

Я считаю огромной своей удачей во ВГИКе встречу с Сашей Цоем, актером и режиссером. Мы с ним начали со студенческих упражнений и дошли сейчас до полнометражной картины, которая к декабрю, я надеюсь, будет полностью закончена. Сначала мы делали маленькие одноминутные фильмы. Потом сняли 17-минутный однокадровый фильм «Лучшее… от первого лица», который стал и его, и моим дипломом. Мы шли вместе от малого к бóльшему, от сегментов историй к большому рассказу. И все наши с Сашей фильмы сейчас можно прочесть как этюды к нынешнему полнометражному фильму с рабочим названием «Когда она приходит». Нам хочется, чтобы в этом фильме сработал эффект послевкусия, пролонгированного действия. Вместе с Сашей и художником-постановщиком фильма Денисом Токаревым, хорошо чувствующим пластику экрана, мы пытались сделать кадры «многослойными»: за движением сюжета и игрой актеров старались не упустить кинодвижение.

Про Дублин

Мне хотелось бы снимать самое разное кино и не только в России. Для начала я решил продолжить кинообразование. В Европе. Так что сейчас я учусь в Дублине. Самое большое отличие от классического вгиковского образования – в основном посыле всех занятий и лекций: оператор должен мыслить как режиссер, должен снимать не просто «красиво», он обязан думать про драматургию изображения. Во ВГИКе мы, конечно, тоже об этом говорили, но не так много.

Про красоту, актрису и аргументы

Для оператора важно искать новый подход к каждой своей работе, не становиться заложником уже найденных решений и, конечно же, найти единомышленников, с которыми интересно и жить, и работать. В 1950-е, в эпоху звезд, именно актриса могла сказать продюсеру: буду работать только с НИМ, потому что ей нравилось, как он ее снимает. Сейчас красота перестала быть непреложным аргументом в выборе оператора. Стилистика, манера, почерк, гибкость, визуализация настроений – вот чего ждет от операторов режиссер.

Антон Миронович

26 лет
Окончил ВГИК в 2019 году
Избранные работы: х/ф «Русская смерть. Часть 2» (реж. В. мирзоев), к/м «Мятежный» (реж. Е. Цыганов), к/м «Девочка и дерево желаний» (реж. а. Лупашко), к/м «Старик и муха» (реж. П. Сеплярский)

Про счастье

Я счастлив, когда много работаю. Несколько рекламных проектов одновременно плюс сложные творческие съемки равно три часа сна в сутки и – ощущение тотального счастья. Ловлю свой дзен в этом сумасшествии. Наверное, смогу сказать, что моя профессиональная жизнь удалась, если за год у меня будет один выходной. Я готов к этому и морально, и физически.

Про конкурентное преимущество

Когда я снимал первые коммерческие ролики, то после смены собирал опергруппу и просил каждого прокомментировать, что я плохо объяснил, где нечетко дал установку. Чем яснее и доходчивее ставишь задачу, тем выше КПД твоего цеха и изображение получается ближе к твоей задумке. Собственно, конкурентное преимущество профессионального оператора по сравнению, например, с видеографом заключается в умении управлять большой группой и решать сложнопостановочные задачи.

Про режиссера

Думаю, главное желание оператора в России – встретить вдумчивого режиссера. И хороший сценарий. Практически невозможно найти пример, когда картину хорошо принимают только потому, что она отлично снята, а сценарий и режиссура при этом плохие. Зато обратных примеров достаточно.

Про летчиков

Вообще я не собирался становиться оператором, хотел быть военным летчиком, как отец. Он рано ушел – мне было шесть, – но успел заразить меня небом. Я собирался поступать в летное училище, но у меня плохо со зрением. Стал думать об операции, даже заработал на нее денег, но врачи сказали, что со «сделанным» зрением меня все равно не возьмут. Это было полным крушением моих планов на жизнь, и нужно было срочно с нуля решать, чем же теперь заниматься. Я всегда увлекался фотографией (кстати, первый фотоаппарат дал мне в руки отец) и решил поискать что-то в этом направлении. Поступил на режиссерский факультет в «кулек», Институт культуры, посчитав, что там будет возможность попробовать разные специальности, так в итоге и вышло. Ужасное место, но там я понял, что мне нравится снимать, причем именно постановочные вещи. Решил идти на операторский. Во ВГИК я поступил с третьего раза, параллельно учась в «кульке», так что у меня неоконченное высшее по режиссуре.

Про надежду русского кино

Хочется, чтобы в России развивалось независимое от господдержки кино. Пока с этим сложно. Хотя в целом в случае с нашим кино пациент скорее жив, чем мертв. Конечно, проблем много, и быстро они не уйдут, но я, например, вижу просвет в том, что рекламные продакшены начинают приходить в кинопроизводство. Мы наблюдаем тот же процесс, что и в Европе, где компании, специализировавшиеся только на рекламе, вырастая, начинают делать кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Краснодарская девушка по прозвищу Кастет стала чемпионкой мира по брейкдансу Краснодарская девушка по прозвищу Кастет стала чемпионкой мира по брейкдансу

MAXIM взял интервью у чемпионки мира по брейкдансу

Maxim
Петр Авен и его каталоги Петр Авен и его каталоги

Интервью банкира и коллекционера

СНОБ
Новые правила межевания Новые правила межевания

Во французской деревне случился светский ренессанс

Tatler
Словарь Горона Словарь Горона

Очерк Катерины Кузнецовой о талантливом поэте Евгении Гороне

СНОБ
Как не допустить синдрома самозванца у ребенка Как не допустить синдрома самозванца у ребенка

В современном обществе дети больше взрослых страдают от синдрома самозванца

Psychologies
Дело Дело

Отрывки из книг Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского

СНОБ
Пара года: Никита Ефремов и Мария Ивакова Пара года: Никита Ефремов и Мария Ивакова

Пара года — актер Никита Ефремов и телеведущая Мария Ивакова

Glamour
Жан-Поль Готье: Танцуют все! Жан-Поль Готье: Танцуют все!

Интервью Сергея Николаевича с великим модельером Жан-Полем Готье

СНОБ
«Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни «Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни

Музыка и бизнес-проекты Нипси продолжают работать и после его смерти

Forbes
Диана Вишнёва: Матч в контексте Диана Вишнёва: Матч в контексте

Очерк Сергея Николаевича о Диане Вишнёвой, балерине Мариинского театра

СНОБ
От железной леди до хипстерши: как изменился офисный стиль в России за 70 лет От железной леди до хипстерши: как изменился офисный стиль в России за 70 лет

Таймлайн офисного стиля СССР и России

Cosmopolitan
«Лучшие люди не должны жить в покое» «Лучшие люди не должны жить в покое»

Очерк о Наталье Почечуевой и её кочевом сознании

СНОБ
Непобежденный чемпион Деонтей Уайлдер снес кубинского «Кинг-Конга» идеальным нокаутом с одного удара (видео) Непобежденный чемпион Деонтей Уайлдер снес кубинского «Кинг-Конга» идеальным нокаутом с одного удара (видео)

Бронзовый Бомбардировщик в десятый раз защитил чемпионский титул WBC!

Maxim
«Важнейшее из искусств» «Важнейшее из искусств»

Сталин так проникся кинематографом, что начал править историю страны и мира

Дилетант
Натан Ингландер: Ужин в центре Земли Натан Ингландер: Ужин в центре Земли

Фрагмент романа финалиста Пулитцеровской премии Натана Ингландера

СНОБ
Как воспитать ребенка-оптимиста Как воспитать ребенка-оптимиста

Способны ли мы привить детям позитивное отношение к миру

Psychologies
«Темные начала» — амбициозный сериал по фэнтези-трилогии Филипа Пулмана, претендующий на лавры «Игры престолов». Рассказываем, каким он получился «Темные начала» — амбициозный сериал по фэнтези-трилогии Филипа Пулмана, претендующий на лавры «Игры престолов». Рассказываем, каким он получился

Получится ли из подросткового сериала «Темные начала» новая «Игра престолов»

Esquire
С мечтой о Мальте С мечтой о Мальте

Как российский император Павел I протянул руку помощи рыцарям-католикам

Дилетант
Почему мы не умеем защищать свое время и как этому научиться Почему мы не умеем защищать свое время и как этому научиться

Почему мы тратим драгоценные минуты, часы и даже дни направо и налево

Psychologies
Остаться в живых: люди, которые не умерли вопреки всему Остаться в живых: люди, которые не умерли вопреки всему

Мужчина, переживший семь ударов молнии, женщина, пробывшая под водой 80 минут

Cosmopolitan
Интенсивный уход: лосьоны для волос и чем они полезны Интенсивный уход: лосьоны для волос и чем они полезны

Для роста, укрепления и укладки – лосьоны могут быть разными

Cosmopolitan
Я/Мы академики. Почему люди объединяются, выступая против беззаконий Я/Мы академики. Почему люди объединяются, выступая против беззаконий

Цеховая солидарность в России — явление на современном этапе новое и загадочное

СНОБ
Специалист Минздрава отвечает на 10 самых частых вопросов о бесплодии Специалист Минздрава отвечает на 10 самых частых вопросов о бесплодии

Мы задали десять вопросов о бесплодии и получили десять ответов

Maxim
«Путь к счастью – стать терапевтом для самого себя» «Путь к счастью – стать терапевтом для самого себя»

Достаточно ли для счастья тихой повседневности – или нужно найти свое призвание

Psychologies
Одна вокруг света. Марсианские пейзажи в пустыне Иордании Одна вокруг света. Марсианские пейзажи в пустыне Иордании

52-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и собаки Греты

Forbes
Ничего не покупать и стать счастливым Ничего не покупать и стать счастливым

В противовес философии потребления придуман день без покупок

Psychologies
Мужской взгляд: как бороться с темными кругами и мешками под глазами Мужской взгляд: как бороться с темными кругами и мешками под глазами

Как избавиться от темных кругов под глазами: лайфхаки

Esquire
Умные томаты Умные томаты

Как построить агробизнес в городских условиях?

Forbes
Как избавиться от герпеса: 12 эффективных способов борьбы с простудой на губе Как избавиться от герпеса: 12 эффективных способов борьбы с простудой на губе

Как вылечить герпес на губах — у вируса не останется никаких шансов

Playboy
Открыть в приложении