Интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино

СНОБРепортаж

Евгений Цыганов: «Главная награда — иметь возможность делать то, что хочется»

Текст: Дмитрий А. Быков

Зимой на экраны выйдет новая экранизация «Мастера и Маргариты» — масштабный проект, один лишь миллиардный бюджет которого обещает настоящий блокбастер. «Сноб» поговорил с Мастером — интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино вышло прямым и откровенным. Ведь, как считал один из героев романа Булгакова, «правду говорить легко и приятно».

Женя, давай сразу о главном. Грядет грандиозная премьера — «Мастер и Маргарита». Каково это — играть в фильме с бюджетом 1,2 млрд рублей? Это ведь больше, чем у фильма «Вызов», где, вообще-то, люди в космос летали.

Не думаю, что в объявленный бюджет фильма «Вызов» включили запуск ракеты. Это все-таки отдельная история. Хотя я не самый компетентный специалист в вопросе кинобюджетов, но понимаю, что есть обстоятельства времени. В связи с санкциями графика для фильмов подорожала на 75–100%, многие специалисты разъехались. И, как известно, миллиард рублей сейчас — это 10 миллионов долларов. Даже в нашей стране снимались блокбастеры и подороже. А в мире... Одна только рекламная кампания фильма «Барби» — 150 миллионов долларов. Другое дело, что они могут позволить себе мировой прокат, а мы нет, хотя изначально на это был расчет, насколько я понимаю. Все-таки «Мастер и Маргарита» — мировой бестселлер.

Ты хочешь сказать, что, учитывая все обстоятельства, курс доллара и так далее — это просто наша новая реальность, где качественно снятый российский фильм не может стоить дешевле миллиарда?

Это серьезный исторический блокбастер, который предполагает большое количество костюмов, декораций, массовки, компьютерной графики и прочего. Проект готовился долго и скрупулезно. И потом «Мастер и Маргарита» для тех, кто берется за этот материал, всегда немного вызов. Мне изначально было понятно, что не все будет просто и гладко. Но когда в процессе подготовки поменялся режиссер и сниматься позвали меня, я себе сказал: «Женя, рассчитывать на какой-то безусловный результат особо не стоит, но отказываться нельзя».

А почему ты так подумал?

Потому что у этого материала особая судьба. И на моей памяти не было случая удачной, на мой взгляд, постановки. Кроме известного спектакля в «Театре на Таганке», на который ломилось пол-Москвы, но я его не видел, поэтому не могу судить, насколько он был хорош.

Почему же ты все-таки согласился сниматься?

Обстоятельства так сложились. На момент съемок у меня планировался другой проект, но он так и не был запущен в производство, и это выяснилось в тот день, когда мне предложили роль Мастера. И потом я знал, что на роль Маргариты изначально утверждена моя жена (актриса Юлия Снигирь. — Прим. ред.), и увидел в этом определенный знак. А перед этим я работал над сценарием о писателе, жизнь которого пересекается с сюжетом его же романа. И удивительным образом это совпало с замыслом Миши Локшина (режиссера) и Романа Кантора (сценариста). А надо сказать, наш фильм — это не просто экранизация романа, но и во многом фантазия на тему обстоятельств, в которых этот роман рождался.

Ты сказал, что на твоей памяти не было хороших экранизаций и постановок «Мастера и Маргариты». Но вот удивительно: эту книгу бесконечно ставят и экранизируют. В чем ее привлекательность, как думаешь?

Я сказал, что «не было удачной постановки, на мой взгляд». При этом сериал Бортко, насколько я знаю, пользовался и пользуется популярностью. Я только что записывал аудиогид для музея Булгакова, «нехорошей квартиры» на Большой Садовой. Той самой, в которой он жил три года, в которую постоянно совершаются паломничества. И девушки, которые работают в этом музее, говорят: черт знает, чем он так притягателен, но поток людей не иссякает, они ломятся и днем, и ночью, они хотят оказаться в квартире, где кот ходил. Такой вот магический эффект от романа, который не то чтобы был закончен автором.

И все же для многих людей в нашей стране эта книжка становилась каким-то мощным этапом взросления.

Притом что книга долгие годы была под запретом. Это как у Довлатова было: «Как можно не читать Достоевского?!» — «Ну Пушкин же не читал!» Я помню тот момент, когда в 1980-е стали друг другу передавать перепечатанные самиздатовские экземпляры «Мастера и Маргариты». А до этого книга была недоступна здесь целым поколениям.

А у тебя лично какие отношения с этим романом? Я вот рано его прочитал, ничего не понял, но очень понравилось. И только сейчас пытаюсь как-то догнать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Привидения Дома Кранкенгагена Привидения Дома Кранкенгагена

Дом Кранкенгагена известен в Петербурге всем, чья страсть — привидения

СНОБ
Стратегические инновации: какие разработки меняют облик Москвы Стратегические инновации: какие разработки меняют облик Москвы

15 наиболее перспективных технологических направлений для развития в столице

РБК
Крадущийся тигр, возбудившийся дракон Крадущийся тигр, возбудившийся дракон

Рассказываем, какую роль играет секс в Японии и Китае

СНОБ
Рост есть. Рост будет! Рост есть. Рост будет!

Российская промышленность росла и инвестировала в этом году сумасшедшими темпами

Монокль
Когда это закончится? Когда это закончится?

Жителям Польши дольше других пришлось ждать, чем кончится схватка

Дилетант
«75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах «75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах

Ресторатор Ксения Механик — почему гендерные предрассудки мешают всем

Forbes
Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок

Продюсер Митя Муравьев открывает главный дубайский секрет

Правила жизни
5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор 5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор

Намерения манипулятора можно вычислить заранее, если знать, на что смотреть

Psychologies
Реальность под знаком рыбы Реальность под знаком рыбы

Она — рыбка-кормилица — без всякого преувеличения, поистине Золотая рыбка

Знание – сила
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Создать нельзя заимствовать Создать нельзя заимствовать

Что такое для современной моды заимствования: зло или просто рабочий инструмент?

Grazia
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
Полная гармония Полная гармония

Квартира с яркими цветовыми сочетаниями и оригинальными дизайнерскими приемами

Идеи Вашего Дома
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Злость, зависть, вина: что с ними делать — глава из новой книги Ольги Примаченко Злость, зависть, вина: что с ними делать — глава из новой книги Ольги Примаченко

Злость, зависть, вина — такие неудобные, «плохие чувства». Стоп! Почему плохие?

Psychologies
Дело о тестостероне Дело о тестостероне

Экзогенный тестостерон — способ оставаться молодым или источник проблем?

Здоровье
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
«Сфера» развлечений «Сфера» развлечений

Летом 2023 года над Лас-Вегасом засветилась Луна и превратилась в огромный глаз

ТехИнсайдер
Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор» Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор»

Геннадий Хазанов — о юмористических жанрах в советский период и сейчас

Монокль
«Городок» «Городок»

Юмористическое шоу «Городок», выходило с 1993 по 2012 г.

Правила жизни
Уи, шеф! Уи, шеф!

Сверхпопулярный светский спот — морское бистро Crevette

Собака.ru
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
По местам По местам

Как организовать удобное всем членам семьи пространство?

Лиза
Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся» Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся»

История самой глубокой в мире скважины – «Кольской сверхглубокой»

Зеркало Мира
«Работай сам, а тратить будем вместе»: что требует общество от современных мужчин «Работай сам, а тратить будем вместе»: что требует общество от современных мужчин

Почему современным мужчинам необходима семейная психотерапия

Psychologies
Пример для подражания Пример для подражания

Об оригиналах, подделках и отличиях вдохновения от заимствования в искусстве

Grazia
Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование» Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование»

Как BIM-проектирование помогает избежать ошибок в документации и сократить сроки

РБК
А мне летать охота: как стать бортпроводником А мне летать охота: как стать бортпроводником

Плюсы и минусы работы бортпроводником

ТехИнсайдер
Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже

Люди старше 65 лет, у которых есть собаки, намного реже страдают деменцией

ТехИнсайдер
Сотворение дома Сотворение дома

Как Рождество сделалось главным домашним праздником

Weekend
Открыть в приложении