Смертельные мечты: почему школьные стрелки берутся за оружие
11 мая 2021 года в казанской гимназии № 175 19-летний Ильназ Галявиев открыл стрельбу, в результате которой погибли восемь человек, пострадали — 32. Что же становится причиной таких трагедий и существуют ли способы их предотвратить? Криминалисты и психологи спорят об этом уже не первый год, и вот к каким выводам они пришли.
«Не могу дождаться, когда застрелю всех вас»
США занимают первое место в мире по числу инцидентов стрельбы в школах. Самыми громкими стали события 1999-го года в штате Колорадо в школе «Колумбайн»: ученики Эрик Харрис и Дилан Клиболд расстреляли 13 человек, после чего покончили с собой.
После трагедии в «Колумбайне» по США и миру прокатилась волна схожих преступлений. 30 августа 2006 года 19-летний Альваро Кастильо, одетый в такой же плащ, как у Харриса и Клиболда, въехал на парковку своей бывшей средней школы в Хиллсборо и восемью выстрелами ранил двух учеников. Это был второй «подвиг» Кастильо за день: до этого он убил дома отца. Когда прибыла полиция, Альваро Кастильо сдался.
Три месяца спустя в небольшом немецком городке Эмсдеттен 18-летний Себастьян Боссе залил в Сеть видеообращение со словами: «Не могу дождаться, когда застрелю всех вас до последнего». Затем он, вооружившись винтовкой и самодельными бомбами, отправился в свою бывшую школу. В здании Боссе открыл беспорядочную пальбу по ученикам и учителям, ранив 37 человек, после чего покончил с собой.
Самое массовое школьное убийство произошло 16 апреля 2007 года в США. 23-летний студент колледжа Чо Сын Хи убил 32 человека и ранил еще 25 в Виргинском политехническом институте в Блэксберге. В декабре 2012 года 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил свою мать, после чего приехал в школу, где убил 20 детей шести- и семилетнего возраста и шестерых взрослых. И Чо, и Лэнза покончили с собой.
Хватает аналогичных преступлений и в России. В феврале 2014 года десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники одноклассников. Школьник также тяжело ранил прибывшего на место патрульного и убил сотрудника вневедомственной охраны. После переговоров подросток отпустил заложников и был задержан.
В сентябре 2017 года ученик девятого класса ивантеевской школы № 1 Михаил П. принес в класс самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он ранил учительницу, а пиротехнику взорвал. Трое детей, испугавшись, выпрыгнули из окна, и получили серьезные травмы.
17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже открыл стрельбу и подорвал самодельное взрывное устройство 18-летний студент Владислав Росляков. В результате погиб 21 человек, получили ранения — 67. Тело Рослякова обнаружили в библиотеке: следователи предполагают, что он покончил с собой.
11 мая 2021 года 19-летний Ильназ Галявиев пришел в казанскую гимназию № 175, из которой был отчислен в апреле, и убил девять человек: семь восьмиклассников, охранника и уборщицу.
Вероятность погибнуть в школе в одном из подобных инцидентов крайне мала, отмечает профессор криминологии и социальных наук Университета полиции федеральной земли Бранденбург Франк Дж. Робертц. Однако сам факт гибели детей в месте, которое должно быть для них безопасным, привлекает внимание исследователей. Изучение школьных стрелков и их мотивов является крайне важным: это может помочь педагогам, родителям и психологам распознать признаки неблагополучия подростков до того, как проблема обострится и выльется в трагедию.
Робертц на протяжении многих лет является соучредителем Института по предотвращению насилия и прикладной криминологии в Берлине. По словам профессора, работа с агрессивными подростками помогла ему и коллегам понять мотивы юных стрелков и определить признаки, обращая внимания на которые можно предотвратить убийства в школах.
Начало: зарождение фантазий о насилии
Фантазии и мечты — неотъемлемая часть нашей жизни. Они особенно важны для детей, так как являются залогом их здорового психологического развития, стимулируют творческие способности, помогают ставить цели и добиваться их. Так что совершенно нормально, если подросток во время скучного урока предается грезам о встрече с подружкой или представляет себя новым Биллом Гейтсом.
Иногда мечты приобретают мрачный и жестокий оттенок. Согласно исследованиям американского эволюционного психолога Дэвида Басса из Техасского университета, почти каждый человек представлял себя мстителем или убийцей после каких-либо неприятных событий в жизни. Обычно в этом нет ничего плохого: такие фантазии помогают снять напряжение и являются одним из видов психологической гигиены. Как сказал известный австрийский психоаналитик и ученик Зигмунда Фрейда Теодор Райк: «Одно мысленное убийство в день позволяет держать психиатра подальше от себя».