Скованные одной цепью. Почему гримасы глобализации пока никого ничему не учат
В России на днях прошли учения по отключению интернета, а ранее США приостановили санкциями строительство газопровода «Северный поток-2». Казалось бы, что общего? Общее — гримасы глобализации.
Попытка наших охранителей отгородиться от внешнего мира, создав технологии «суверенного» интернета, уходит корнями глубоко в историю. Когда русское государство строилось на основе как можно большей централизации власти, дабы противостоять враждебной «степи», а затем и католической Европе с ее прозелитизмом. Концепция «осажденной крепости» во многом легла в основу и сталинизма. В годы «холодной войны» два враждовавших лагеря — один во главе с СССР, другой во главе с США — были почти самодостаточны. Советская экономика долгое время могла обходиться без значительного импорта с Запада (впрочем, активно заимствуя технологии), до тех пор, пока не настало осознание катастрофического отставания не только технологического, но и по качеству жизни. Первое было важнее, поскольку породило у кремлевских правителей страх военного поражения. Ужас перед «звездными войнами» Рейгана был столь велик, что заставил систему «дергаться» в попытках модернизации, что в итоге ее и сгубило.
На радостях, на поминках «империи зла» претенденты в визионеры светлого будущего в лице всяких френсисов фукуям и томасов фридманов провозгласили конец истории и торжество глобализации, которая, дескать, оформит победу всемирного либерализма в виде освобождения от пут советского тоталитаризма. По прошествии двух-трех десятков лет все, однако, обернулось иначе. Глобализация вроде и настала. Но какая-то не та.
Любопытно, но, возможно, одним из первых ее провозвестников стала советско-германская сделка «Газ-Трубы» 1970 года. В обмен на трубы большого диаметра из ФРГ, которые СССР тогда делать не умел, был протянут первый газопровод в Западную Европу, за трубы газом и расплачивались. С тех пор наша страна научилась делать трубы большого диаметра, но не научилась укладывать их точно по маршруту, прокладываемому по GPS по морскому дну на глубине более 30 метров.
«Северный поток-2» американцы накрыли санкциями. Швейцарская компания Allseas, укладывавшая трубы, ретировалась, швейцарцы признали, что ничего против янки поделать не могут. Притом что у нее имеется, скажем, проект с американской ConocoPhillips по прокладке глубоководного газопровода, а один из главных вдохновителей санкций против «Северного потока-2» сенатор из Техаса Тед Круз значится в тройке самых крупных получателей политических пожертвований от данной компании. Такие вот нынче «глобализационные» переплетения. А вот в 1970 году, когда американцы тоже были против сделки с «советами», они ничего против нее поделать так и не смогли. Собственно, практиковать санкции против третьих стран, нарушающих американские запреты, Вашингтон начал именно в эпоху глобализации.
Поначалу сама эта глобализация воспринималась — и подавалась ее апологетами — как раскрепощение рыночных сил, когда бизнес, финансовые связи и взаимозависимости якобы получают приоритет над политическим интриганством больших держав, и миром начнут править конкурирующие рыночные интересы в условиях свободного обмена информацией через всемирную сеть.