Иллюстрированная история устройств для чтения

Наука и жизньИстория

От книжного колеса до букридера

Иллюстрированная история устройств для чтения

Доктор педагогических наук Юлия Щербинина

Маттиас Стомер. Молодой человек, читающий при свече. Середина XVII века.

Оптика и освещение

Особая роль в общении с книгой принадлежит оптике. Очки, линзы, монокли, лупы — до их появления людям с плохим зрением приходилось читать лишь написанное крупными буквами либо использовать линзу. Древнеримский философ Сенека предлагал применять в качестве линзы наполненную водой прозрачную стеклянную колбу. В IX веке арабский учёный Аббас ибн Фирнас заменил колбы на «читальные камни» — большие прозрачные минералы, которые клали на страницы манускриптов для увеличения изображения.

В 1240 году на латинский язык перевели семитомный труд «Книга оптики» другого арабского мыслителя — Ибн аль-Хайсама (Альхазена), описавшего сферические стёкла для увеличения предметов. После этого полукруглые выпуклые стеклянные линзы, которые клали прямо на текст, вошли в практику монастырского чтения в Западной Европе.

Конрад фон Зост. Апостол в очках (фрагмент алтаря Страстей Христовых в приходской церкви г. Бад-Вильдунгена, Германия). 1403 год.

Кто изобрёл очки — доподлинно неизвестно. Первые документальные свидетельства об их существовании относят к 1289 году. А уже в 1306 году флорентийский священник Джордано да Ривалто демонстрировал прихожанам очки как «одно из полезнейших приспособлений в этом мире». О предназначении очков замечательно написал в «Истории чтения» современный канадский писатель Альберто Мангель: «Очки — это съёмная функция тела, маска, через которую мы видим мир, ваше личное насекомое, вроде ручного богомола. Они скромно усаживаются, скрестив дужки, на стопке книг или терпеливо стоят на замусоренном столе, они стали эмблемой читателя, знаком его присутствия, символом его искусства».

До XVI века очки делали только с выпуклыми стёклами, поэтому ими пользовались исключительно дальнозоркие люди. Потом появились очки с вогнутыми стёклами для близоруких. В XX веке изобретатели направили свои усилия не столько на улучшение качества зрения в целом, сколько на создание оптических приспособлений специально для чтения. Появились даже призматические очки, изменяющие угол зрения на 90о. В них можно читать лёжа, не поднимая головы. Такие очки были одно время популярны у любителей читать в кровати, именуемых «либрокубикуларистами» (от латинских слов liber — свобода и cubiculum — спальня).

Анна Доротеа Тербуш. Автопортрет с моноклем. 1770 год.

Для удобства чтения книга нуждается в освещении. В доэлектрическую эпоху в тёмное время суток читали при свечах, и многие изобретатели искали способы усовершенствования этого процесса. Один из них описан в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Героиня «попросила достать фонарик, прицепила его к ручке кресла и взяла из своей сумочки разрезной ножик и английский роман». Фонариками для чтения в то время пользовались довольно широко. Это было нехитрое устройство со свечкой внутри стеклянного корпуса, рефлектором и металлической ручкой для крепления. С ним читали в поездах и гостиницах при нехватке общего освещения.

Сейчас существует множество книжных светильников. Один из них, запатентованный в 1995 году как лампа, экономящая заряд элементов питания, долго пользовался большим спросом. Лампа работает следующим образом: включается микровыключатель и ток от микроэлементов питания поступает через микрорезистор и провод на светодиод (см. рисунок ниже).

Светоизлучающий диод — полупроводниковый прибор, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока в прямом направлении. Светодиоды безопасны и экологичны, обладают длительным сроком службы и широким цветовым спектром.

Самый простой современный вариант — фонарик-клипса, он крепится на книжный разворот. Такой светильник может имитировать настольную лампу, бельевую прищепку, насадку для душа, USB-флешку и т. д.

Среди новых изобретений есть, например, акриловая линза со светодиодной подсветкой, которую кладут поверх страницы книги. Такая линза освещает всю страницу равномерно и без бликов. Лёгкая и компактная (24 × 17 × 1,27 см), она рассчитана на сорок часов чтения в темноте, но может использоваться и как книжная закладка. В одной из моделей в неё встроена линза для чтения текстов с мелким шрифтом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робин из Локсли Робин из Локсли

О Робин Гуде сложены несколько десятков баллад

Дилетант
Кольская кладовая Кольская кладовая

Кольский полуостров богат сказочно, фантастически

Дилетант
3 способа предотвратить неверность и развод: какой используете вы? 3 способа предотвратить неверность и развод: какой используете вы?

Три стратегии, которыми мы пользуемся, чтобы удержать партнера

Psychologies
Только ценный мех Только ценный мех

Мало найдется тактильных ощущений столь же приятных, как поглаживание шерсти

Вокруг света
Самое теплое чувство: три истории о благодарности родителям Самое теплое чувство: три истории о благодарности родителям

Тот, кто испытывает истинную признательность родителям, не способен молчать

Psychologies
Подавленная агрессия: как не копить негатив Подавленная агрессия: как не копить негатив

Наши эмоции связаны с качеством дыхания

Psychologies
7 ошибок по уходу за собой у мужчин, которые втайне ненавидят все женщины 7 ошибок по уходу за собой у мужчин, которые втайне ненавидят все женщины

Быть ухоженным мужчиной — не стыдно, а абсолютно нормально

Playboy
Любовь как наваждение: почему мы маскируем этим чувством свои проблемы Любовь как наваждение: почему мы маскируем этим чувством свои проблемы

Как мы используем партнера, чтобы ослабить страхи или переживания

Psychologies
Как устроен туалет на глубине, в воздухе и в космосе: деликатный вопрос Как устроен туалет на глубине, в воздухе и в космосе: деликатный вопрос

Чем туалеты на специальном транспорте отличаются от современных уборных

Популярная механика
«Есть потепление». О чем договорились и о чем не могли договориться лидеры «нормандской четверки» «Есть потепление». О чем договорились и о чем не могли договориться лидеры «нормандской четверки»

Лидеры России, Украины, Франции и Германии встретились в Париже

СНОБ
Плохой, злой: почему Эдварда Нортона ненавидит половина Голливуда — и как он попытался реабилитироваться, сняв «Сиротский Бруклин» Плохой, злой: почему Эдварда Нортона ненавидит половина Голливуда — и как он попытался реабилитироваться, сняв «Сиротский Бруклин»

Почему Эдвард Нортон вызывает такую бурную реакцию у своих голливудских коллег

Esquire
Ирина Дубцова: «Устала от слабых мужиков и альфонсов!» Ирина Дубцова: «Устала от слабых мужиков и альфонсов!»

Звезда о желании родить дочь и взрывном характере

StarHit
Папа Микки-Мауса: 7 мифов об Уолте Диснее Папа Микки-Мауса: 7 мифов об Уолте Диснее

Создатель «счастливейшего места на земле» и первый замороженный человек

Вокруг света
«Ночлежка» и москвичи: природа конфликта «Ночлежка» и москвичи: природа конфликта

Почему в Москве особенно нелегко помогать бездомным

Русский репортер
«Пошлю его на...»: звезды, которые остроумно отвечают хейтерам в соцсетях «Пошлю его на...»: звезды, которые остроумно отвечают хейтерам в соцсетях

Селебрити по-разному реагируют на троллинг и хейт в социальных сетях

Cosmopolitan
Квартира в высотке на Красных Воротах, 60 м² Квартира в высотке на Красных Воротах, 60 м²

Современный интерьер, сохранивший черты сталинского ампира

AD
Где смотреть фильмы, которые не попадают в массовый прокат? Где смотреть фильмы, которые не попадают в массовый прокат?

Советуем ходить на кинофестивали и рассказываем про самые заметные смотры

GQ
Квартира дизайнера, 47 м² Квартира дизайнера, 47 м²

Квартира, выполненная в ярких марокканских цветах

AD
16 правил стройности 16 правил стройности

Полезные привычки полезны не только для фигуры, но и для психического здоровья

Psychologies
Пришли за программистами: почему полиция обыскала компанию одного из самых успешных российских IT-бизнесменов Пришли за программистами: почему полиция обыскала компанию одного из самых успешных российских IT-бизнесменов

В московский офис компании Nginx пришли с обысками

Forbes
Квартира с графичным интерьером, 40 м² Квартира с графичным интерьером, 40 м²

Интерьер этой квартиры отражает образ и характер своей сдержанной хозяйки

AD
Как сохранить секрет, но при этом не сойти с ума: научный метод Как сохранить секрет, но при этом не сойти с ума: научный метод

С научной точки зрения, хранение тайны может нанести вред психике

Популярная механика
Театр без вывески. Как белорусский фильм о женской тюрьме попал в номинацию на «Оскар» Театр без вывески. Как белорусский фильм о женской тюрьме попал в номинацию на «Оскар»

Анастасия Мирошниченко о белорусском кино, фильме «Дебют» и премии «Оскар»

Forbes
Итоги года: Июль, август, сентябрь Итоги года: Июль, август, сентябрь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Мы почти что собственными руками строили новый ресторан Матильды Шнуровой Мы почти что собственными руками строили новый ресторан Матильды Шнуровой

Матильда Шнурова открывает новый ресторан

GQ
Виктория Дайнеко: «Жить без секса? Легко! Только зачем?» Виктория Дайнеко: «Жить без секса? Легко! Только зачем?»

Певица – об идеальном мужчине, поддержке близкого друга и о жизни с дочерью

StarHit
5 отпетых преступников Российской империи 5 отпетых преступников Российской империи

Дореволюционные преступники, которые составляют гордость криминальной хроники

Maxim
«Короткие интервью с подонками» — книга о человеческой подлости от автора «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса. Публикуем ее фрагмент «Короткие интервью с подонками» — книга о человеческой подлости от автора «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса. Публикуем ее фрагмент

Уоллес исследует границы: личные, эмпатии, тела, морали, смысла, этики

Esquire
Квартира для мамы, 43 м² Квартира для мамы, 43 м²

Интересная и комфортная квартира для пожилого человека

AD
«Нам дали временно подержать»: Рубен Варданян о частной собственности, грязных деньгах и наследии «Нам дали временно подержать»: Рубен Варданян о частной собственности, грязных деньгах и наследии

Финансист Рубен Варданян вспомнил о взлетах и падениях «Тройки Диалог»

Forbes
Открыть в приложении