Сила впечатлений: зачем ехать в Оман
Журналист и фотограф Дмитрий Тельнов отправился в Оман, откуда вернулся не без впечатлений. По просьбе «РБК Стиль» он рассказывает, чем местные горы похожи на специи и какую цену придется заплатить за звездное небо над головой.
На базаре Маската женщины с криками набрасываются на мальчишку. Юнец снова забыл текст поздравления ко дню рождения лидера Омана султана Кабуса бен Саида аль Саида и испортил очередной дубль. Оратор поправляет шарф с портретом султана, откашливается и начинает сначала, женщины снова наводят на него свои айфоны. Подобных видео, а еще фото в футболках с изображением монарха или с его портретом в руках на фоне одной из местных достопримечательностей за эту неделю в Омане будут сделаны миллионы. Накануне 18 ноября вся страна окрашена в цвета национального флага. Машины, дома, люди — практически все, что видишь вокруг, — бело-зелено-красное, причем от шин до крыши, от входной двери до последнего этажа, с головы до ног. Султан смотрит на вас отовсюду: с фасада каждого второго здания, со стикеров и значков на одежде, кто-то даже использует его изображение вместо тонировки своего автомобиля. Разумеется, картина с его портретом или хотя бы фотография есть и в любом помещении: ресторане, отеле, офисе.
Причина этой всенародной любви проста — султан Кабус подарил Оману новую жизнь. Буквально. Именно с момента его восшествия на престол в стране принято отсчитывать наступление новой эпохи. Этот водораздел даже более заметная веха, чем привычное до нашей эры и после нее. К тому моменту, когда Кабус в 1970 году сверг своего отца, во всем Омане было 10 км автодорог, единственный госпиталь на 12 мест и никакого образования. Совсем. Подавляющее большинство жителей этой страны не умели читать и писать. Оманцы и сегодня далеко не всегда напоминают выпускников Оксбриджа, а жениться, например, на своей двоюродной сестре в стране считается нормой, но туристов обычно куда больше занимают другие вещи: качество дорог и ресторанов, уровень сервиса, безопасность.
Автомобиль везет меня по шоссе, которое, кажется, построили как раз к моему приезду. Перед глазами мелькают новые отбойники, идеально ровный асфальт без единой трещины, знаки ограничения скорости в 120 км/ч и инопланетный пейзаж. Чуть в стороне от дороги поднимается горная система Хаджар. Разноцветные возвышенности лежат как горы специй на рынке. То зеленые, как медь на старом памятнике, то желтые, серые, коричневые, а местами и вовсе почти фиолетовые. Но в основном преобладает марсианский красный. Где-то горы будто запылились, ведь они проводят здесь время уже миллионы лет. Где-то, наоборот, они настолько яркие, словно их только что перекрасили, чтобы соответствовали новизне шоссе.