Семь столпов мира Путина. Отрывок из книги
Эксперт в области российско-американских отношений Анджела Стент раскладывает по полочкам действия России на международной арене за последние 20 лет. В центре внимания автора книги «Мир Путина: Россия и ее лидер глазами Запада» (выходит в издательстве «Интеллектуальная литература») российский президент, его влияние на экономику и взгляды россиян. «Сноб» публикует некоторые главы книги.
Основной движущей силой мира Путина является стремление заставить Запад относиться к России так, как если бы это был Советский Союз. Анализ слов и действий Путина позволяет предположить, что его внешняя политика определяется семью ключевыми заявлениями — своего рода биллем о правах России на международной арене (в представлении Москвы). Все эти заявления преследуют цель обратить вспять последствия распада СССР и привести к пересмотру итогов холодной войны.
Во-первых, Путин считает, что Россия имеет право на место за столом переговоров по всем важнейшим международным решениям и будет настаивать на своем в них участии. Запад должен признать, что Россия входит в глобальный «совет директоров».
Во-вторых, интересы России столь же законны, как и интересы Запада, и она будет настаивать на том, чтобы США и Европа признали и приняли этот безусловный факт, даже если они не согласны с Россией.
В-третьих, Россия имеет право на сферу привилегированных интересов на постсоветском пространстве. Критически важным периметром своей безопасности она определяет не границы Российской Федерации, а границы постсоветского пространства. Россия будет работать над тем, чтобы ее соседи, ранее бывшие в составе СССР, не вступали ни в какие союзы, которые она считает враждебными. Таким образом, Москва будет стремиться получить гарантии того, что никакие евро-атлантические структуры — прежде всего НАТО и ЕС — не приблизятся к России ближе, чем они уже находятся на данный момент, поскольку они угрожают насущным интересам России.
В-четвертых, некоторые государства обладают большим суверенитетом, чем другие. Такие великие державы, как Россия, Китай, Индия и Соединенные Штаты, обладают абсолютным суверенитетом, то есть они свободны выбирать, к каким союзам им присоединяться. Относительно небольшие страны, такие как Украина или Грузия, не являются полностью суверенными, и Россия будет настаивать на том, чтобы они уважали ее пожелания. Россия ищет не союзников в западном смысле этого слова, а стремится установить взаимовыгодные полезные партнерские отношения с такими странами, как Китай, которые не ограничивают свободу действий России и не выносят суждений о том, что происходит внутри страны.
В-пятых, Россия будет и впредь выступать в качестве сторонника статус-кво, приверженца консервативных ценностей и великой державы, которая уважает общепризнанных лидеров. Запад, по мнению Кремля, способствует хаосу и смене режимов — как это и произошло во время «арабской весны» — и при этом не задумывается о последствиях своих действий (конечно, в своей собственной сфере привилегированных интересов Россия может действовать как ревизионистская держава и нарушать статус-кво тогда, когда считает, что ее интересы находятся под угрозой, как видно из ситуаций с Крымом и вторжениями в Грузию и на Украину).
В-шестых, Россия считает, что ее интересам лучше всего послужит раскол в западном альянсе; поэтому она будет продолжать поддерживать антиамериканские группы и группы евроскептиков в Европе, а также популистские движения по обе стороны Атлантики.
Наконец, Россия будет стремиться освободиться от либерального и основанного на правилах международного порядка периода после холодной войны, определяемого США и Европой, в пользу постзападного порядка. Для России такой порядок напомнил бы исторический «концерт великих держав» XIX в., когда Китай, Россия и Соединенные Штаты делили мир на сферы влияния.
Путин может испытывать удовлетворение от того, что ему удалось достичь своих целей. После случившегося на Украине Запад безуспешно пытался изолировать Россию. Но у нее имеются постоянно крепнущие партнерские отношения на различных многосторонних форумах, таких как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества, и в их рамках она сотрудничает с Китаем, Индией, Пакистаном, Бразилией, Южной Африкой, Турцией и Ираном. Список из 58 стран, воздержавшихся в 2014 г. в Генеральной Ассамблее ООН от осуждения России за присоединение Крыма, показывает, что целый ряд стран — как демократических, так и недемократических — не хотят настраивать Россию против себя или вводить против нее санкции.
Однако в действительности перечень внешнеполитических достижений Путина явно неоднозначен. Его столкновения с Западом, вызванные кризисом на Украине, поддержкой России военной кампании в Сирии (при игнорировании властями гуманитарной катастрофы в стране), предполагаемым вмешательством в выборы в США и Европе, а также обвинениями в отравлениях в Великобритании, дорого ему стоили и привели к еще большему отчуждению России от США и Европы. Более того, интервенция на Украине создала ситуацию, из которой у России нет очевидного выхода, кроме как полностью покинуть украинские территории, а этот вариант Путин пока отказывается рассматривать. И, несмотря на формальное лидерство двух крупнейших в Евразии многосторонних организаций — ОДКБ и ЕАЭС, — у России нет реальных союзников в том смысле, в котором это понимают на Западе. Такие партнеры, как Китай или Беларусь, могут поддерживать Россию в Организации Объединенных Наций и на других форумах, но, как показала данная книга, эти партнерские отношения полны недоверия и предвзятости. Нет таких стран, которые являются союзниками России в том смысле, что их партнерство предполагает набор общих ценностей и приверженность общей стратегии, как это происходит с НАТО или ЕС. Партнерство с Россией носит временный характер с ограниченными общими интересами и служит для достижения конкретных целей. Возможно, это устраивает Путина, но в результате Россия движется по собственной орбите, во многом зависит от своих ресурсов и в то же время стремится использовать существующие на Западе разногласия и извлечь