Фантастическая повесть

Наука и жизньКультура

Издалека

Андрей Столяров

Иллюстрация Майи Медведевой

История открытия Московы — это история Элла Карао, история человека, который превратил миф в реальность. Иногда такое случается. Прошлое вдруг оживает и становится ярче настоящего. С Эллом Карао это произошло в четырнадцать лет. Однако прежде чем перейти к рассказу о его жизни, которая сама похожа на миф, скажем несколько слов о месте, где он появился на свет.

Остров Рабануи — самый северный из островов Океании. От остальных земель метрополии он отделён барьером рифов шириной почти в пять сакелей. Верхушки некоторых рифов видны, но большинство зазубренных каменных пиков скрыто неглубоко под водой. Ни на одной лодке, даже с самой мелкой осадкой, это препятствие не преодолеть. Рифы охватывают Рабануи широкой дугой. Чтобы попасть на остров, нужно сначала плыть далеко на север, а потом осторожно, промеривая глубины, возвращаться на юг. Поэтому корабли на Рабануи практически не заходят. Ну, а в период весенних и осенних штормов, когда на три человеческих роста вздымаются к небу зелёные горы воды, он вообще становится недосягаемым.

Жизнь здесь медлительна и однообразна. Женщины в час отлива собирают на обнажившемся дне моллюсков и съедобные водоросли, покрывающие литораль, ухаживают за рощей хлебных деревьев, плоды которых делят на всех. Мужчины выходят в море и затем вялят на солнце туши разделанных рыб. Хижины строят из плавника, который собирают на берегу. Квохчут редкие куры, ворочаются в пыли тощие свиньи.

На площади, как положено, возвышается небольшой зиккурат, — башня, сложенная из плоских камней. В полдень свободного от работы дня, каковым в Океании является каждый восьмой, на него поднимается староста, он же и жрец, и возносит молитвы Великому Тангулагу о мире и благополучии. Зиккурат невысокий, всего три микеля, и потому, вероятно, молитвы неба не достигают.

По праздникам — их четыре в году — варят хмельной напиток из горьких земляных огурцов и затем поют песни, прославляющие местного бога Мурмока. Староста закрывает на это глаза.

Элл Карао ничем не отличается от своих сверстников. Разве что несколько энергичней и сообразительней. К этому его вынуждает жизнь. Ещё в восьмилетнем возрасте он потерял отца — сезон штормов наступил в тот год раньше обычного. Работать Эллу приходится больше других: в семье, помимо него, два младших брата и крохотная сестра. Поэтому он внимательнее других. Заметив, что моллюски предпочитают лепиться в расщелинах, Элл делает из ветвей хлебного дерева нечто вроде метлы и устанавливает её на северной оконечности острова. Деревенские сюда практически не заходят: каменистый склон тут слишком круто обрывается в глубину. Когда через две недели Элл вытаскивает расщеперенную метлу, она черна от прилепившихся к ней выпуклых раковин. Втрое больше, чем он мог бы собрать на прибрежной полосе отлива. Этим открытием он делится только с другом Пако — семья того так бедна, что не имеет даже фамилии, и ещё с девочкой по имени Мимилао — они дружат много лет. Конечно, статус лао заметно выше, чем статус рао, простых потомственных рыбаков, но остров маленький, жизнь у всех одинаковая — кастовые различия часто стираются сами собой.

Так бы он, наверно, и жил, незаметно взрослея, переходя из одного года в другой, но вдруг в неторопливом течении жизни сверкнула судьба. Однажды, в конце сезона штормов, пробираясь на северный мыс, чтобы собрать очередной урожай, Элл видит, что кривоватый замшир, с древних времён возвышавшийся над тропой, вывернут с корнем — не устоял, по-видимому, от напора ветров. И под торчащими узловатыми корнями открылся невидимый ранее узкий лаз.

Мальчишеское любопытство неистребимо. В тот же день Элл возвращается, чтобы обследовать лаз, и попадает через него в небольшую пещеру, где находит множество странных вещей.

Сначала он видит большой заизвесткованный ком, в котором угадываются очертания сундука. Попытки его расколоть оказываются тщетными.

На сундуке лежат спёкшиеся из бурого порошка скелеты длинных мечей — возможно, это легендарный металл «зализо», тайну которого знали предки.

А ещё он поднимает несколько тонких, совершенно прозрачных камней, отшлифованных так, что сквозь них можно смотреть — вероятно, это загадочное «ситикло», также упоминающееся в древних сказаниях.

Но главное — в пещере он обнаруживает старинную книгу (слово это Элл узнает значительно позже): плоский четырёхугольный предмет с выступающими облицовочными краями. Книга тоже заизвесткована — при попытке её открыть она разламывается на три части.

Самая интересная из них — центральная, на ней изображён город с громадными башнями-пирамидами. Правда, Эллу трудно поверить, что это дома: не бывает домов, взметнувшихся так высоко вверх, словно это скалы.

А от предыдущей тетради отслаивается карта: коричневые материки, которые разделяет голубоватый океанский простор. Краски практически выцвели, об их первоначальных цветах можно только гадать. В тот момент Элл вообще не понимает, что перед ним карта. Откуда это знать неграмотному деревенскому мальчику! Он лишь с восторгом смотрит на загадочную картинку и древние письмена, которые аккуратными строчками заполняют нижнюю часть страницы. Элл понимает, что находку лучше сохранять в тайне, и потому тщательно, камнями и дёрном заделывает лаз. Книгу и карту он всё-таки захватывает с собой, чтобы спрятать в укромном месте и при случае полюбоваться загадочными изображениями. Не чуя ног, Элл мчится в селение, чтобы поделиться секретом с Пако и Мимилао.

И уже на следующий день в дом Карао является разгневанный староста, облачённый по такому случаю в синий хитон жреца. Он требует, чтобы Элл показал, где находится вход в пещеру.

Староста не просто разгневан, он до смерти перепуган. А что если слух о находке дойдёт до столицы?! Кому хочется, чтобы на остров явились правительственные чиновники и начали шнырять повсюду, выясняя, как они живут. Могут ведь и налоги поднять, поскольку население острова выросло, а потом каждый год заявляться с проверками.

Три дня жители Рабануи собирают и носят на гору камни, чтобы завалить лаз. А потом староста накладывает проклятье. Никто и никогда не должен приближаться к этому месту и вспоминать о нём.

На Элла теперь посматривают враждебно: это глупец, который чуть было не навлёк несчастье. А на лице Пако — он и сообщил старосте о находке — читается торжество. Пако получил от старосты разрешение на установку по всему побережью мётел-садков. Теперь только его семья из двенадцати человек имеет право заниматься сбором моллюсков.

Между Эллом и другими жителями Рабануи словно вырастает невидимая преграда. В одиночестве он выходит на лодке в море, в одиночестве сортирует улов и вывешивает на семейном участке пласты разделанной рыбы. В одиночестве, когда выпадает свободное время, бродит по острову.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
«Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века» «Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века»

Отрывок из книги Робер Мюшембле о восприятиях запаха

N+1
Кто является автором термина «Великая Отечественная война»? Кто является автором термина «Великая Отечественная война»?

Кем впервые было произнесено название войны, которую предстояло пройти СССР

Дилетант
Жизнь на фоне Арарата Жизнь на фоне Арарата

Есть несколько неизменных вещей в Армении

Лиза
Вспоминая «Пасвик» Вспоминая «Пасвик»

Вся живая природа Севера подчинена жёсткому ритму

Наука и жизнь
Гинкго оказались смертны Гинкго оказались смертны

Несмотря на распространенные мнения, деревья-долгожители стареют и умирают

N+1
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Призрак платежного Армагеддона: насколько сильно на самом деле пандемия ударила по бизнесу Призрак платежного Армагеддона: насколько сильно на самом деле пандемия ударила по бизнесу

Как нестабильная платежная дисциплина ударила по бизнесу

Forbes
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Кровавая госпожа: изощренные пытки помещицы Салтычихи Кровавая госпожа: изощренные пытки помещицы Салтычихи

Неужели эта хрупкая барышня в прямом смысле слова пролила реки крови?

Cosmopolitan
Дыба и кнут царевича Алексея Дыба и кнут царевича Алексея

Четыре месяца царь Пётр вел следствие, выбивая из сына показания пытками

Дилетант
The New Republic (США): смертоносное одиночество The New Republic (США): смертоносное одиночество

Кто такие одинокие люди, какова ключевая составляющая этого чувства и чем опасно

ИноСМИ
Углеродные звезды в два раза больше Солнца оказались основными поставщиками углерода Углеродные звезды в два раза больше Солнца оказались основными поставщиками углерода

Главными «поставщиками» углерода в Млечном пути были углеродные звезды

N+1
Меркатор: человек, который изобрел современную карту Меркатор: человек, который изобрел современную карту

Карты в проекции Меркатора остаются популярными среди мореплавателей и авиаторов

Популярная механика
Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры

Что такое мертвая вода и как она воздействует на корабли?

Популярная механика
Тишина строгого режима: зачем люди добровольно отправляются в корейскую тюрьму Тишина строгого режима: зачем люди добровольно отправляются в корейскую тюрьму

Отрывок из книги Карла Чайки о значении тишины в нашей жизни

Forbes
5 выдающихся романов о виртуальной реальности 5 выдающихся романов о виртуальной реальности

Пять выдающихся романов о виртуальной реальности, которые стоит почитать

Популярная механика
Как работает эффект иллюзии правды Как работает эффект иллюзии правды

Отрывок из книги «Анатомия заблуждений, или Большая книга критического мышления»

СНОБ
9 неумолимых фактов о фильме «Терминатор 2: Судный день» 9 неумолимых фактов о фильме «Терминатор 2: Судный день»

Знал ли ты, что в фильме играла близняшка Линды Хэмилтон

Maxim
Экология темного неба Экология темного неба

Мы рискуем вовсе забыть, как выглядит чистое ночное небо

Популярная механика
Нейроны полосатого тела помогли переключить внимание между стимулами Нейроны полосатого тела помогли переключить внимание между стимулами

Нейроны полосатого тела играют важную роль в переключении внимания

N+1
Как нумизмат из Феодосии борется за свой Музей денег Как нумизмат из Феодосии борется за свой Музей денег

Почему Музей денег в Феодосии требуют закрыть

СНОБ
После нас: что будет с Землей, если человечество вымрет После нас: что будет с Землей, если человечество вымрет

Эксперты уверены, что конец человечества просто неизбежен

Популярная механика
Создатели MSQRD рассказали об уходе из Facebook и новом проекте Loóna, в который уже инвестировала Наталья Водянова Создатели MSQRD рассказали об уходе из Facebook и новом проекте Loóna, в который уже инвестировала Наталья Водянова

Интервью с создателями приложения, которое помогает уснуть

VC.RU
Какого цвета закат на других планетах Какого цвета закат на других планетах

От чего зависит цвет заката на других небесных телах Солнечной системы?

Популярная механика
Заметки тролля. Почему в соцсетях люди становятся хамами и как им противостоять Заметки тролля. Почему в соцсетях люди становятся хамами и как им противостоять

Об одном из «подвидов» возмутителей сетевого спокойствия — тролле по незнанию

Forbes
Портрет Солнца: что ученые узнали благодаря рекордно близким фотографиям светила Портрет Солнца: что ученые узнали благодаря рекордно близким фотографиям светила

Никогда раньше наше светило не наблюдали так близко

Forbes
«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Оживет такой парень: 8 типов живых мертвецов на случай зомби-апокалипсиса Оживет такой парень: 8 типов живых мертвецов на случай зомби-апокалипсиса

Пентагон разработал план действий на случай зомби-апокалипсиса

Esquire
Письмо телу Письмо телу

Как заметить свое тело и начать строить с ним отношения

Seasons of life
Открыть в приложении