Секрет «Чебурашки»: почему фильм с Гармашом бьет рекорды проката в России
Главный ньюсмейкер января 2023 года может похвастаться большими ушами. Фильм «Чебурашка» собрал рекордные 5 млрд рублей в прокате, и теперь его показывают в Госдуме, на маркетплейсах спрос на игрушки вырос в три раза, а Роскачество отправляется проверять их, потому что «рынок наводнили Чебурашки самого разного качества». Историк культуры и кинокритик Святослав Иванов рассказывает, почему фильм про неизвестного науке зверя стал феноменом и продолжает бить рекорды просмотров.
Фильм-рекордсмен
Весь январь одна за другой сыпятся новости о подвигах нового супергероя — «Чебурашки»: семейный фильм побил рекорд по сборам среди премьер 1 января, обогнал «Холопа» по сборам среди всех отечественных фильмов, стал главным хитом в истории российского проката, а заодно достиг недосягаемой планки в 5 млрд рублей.
Последним соперником, которого превзошла вольная адаптация Эдуарда Успенского, стал «Аватар» — самый кассовый фильм в истории (на некоторое время уступавший этот титул последним «Мстителям»). Теперь в России он второй — но это если считать в рублях. За последнее десятилетие рубль подешевел, а билеты в кино подорожали. Так что «Чебурашка» все еще отстает от «Аватара» по сборам в долларах (около $72 млн по нынешнему курсу против $120 млн).
Тем не менее это исключительный для российского кино коммерческий успех. Даже создатели, кажется, не ожидали такого масштаба. Генеральный продюсер студии Yellow, Black and White, соавтор сценария фильма «Чебурашка» Виталий Шляппо признался, что никто не думал, что «это будет так рекордно быстро и громко».
Хотя рекордные сборы эксперты не предсказывали, сегодня, задним числом, они кажутся логичными. Из-за ухода голливудских студий в России легально не вышло продолжение того же «Аватара», новые «Кот в сапогах» и «Черная пантера». Российские зрители традиционно повалили в кино на новогодних праздниках — и обнаружили в репертуаре исключительно отечественные фильмы. На фоне которых уже по счету «Елок» и «Ивана Царевича» фильм про Чебурашку с Сергеем Гармашом смотрелся свежо.
Судя по высоким рейтингам, фильм пришелся по душе большинству зрителей, а сборы дополнительно подогрело сарафанное радио. Скудный ассортимент кинотеатров также помог «Чебурашке». По мнению президента сети кинотеатров «КАРО» Ольги Зиняковой, «Чебурашка» — универсальный фильм для зрителей всех возрастов, который вышел за пределы своей целевой аудитории. Ее мнение поддерживают и другие кинотеатры.
«Репертуар «Художественного», с его кураторским подходом к программе, сосредоточен в первую очередь на авторском кино и фестивальных новинках. В 2022 году полные залы собирали ретроспективы Бергмана, Тарковского, Годара, показы итальянской классики. Однако, сейчас и у нас «Чебурашка» пользуется популярностью: с одной стороны, то, что он вышел в новогодние каникулы, — это важный фактор, а с другой — он действительно нравится разным категориям зрителей», — рассказали Forbes Life в пресс-службе кинотеатра.
«На ошеломительный успех «Чебурашки» сработал образцовый маркетинг и бренд самого Чебурашки. Обаяние героя трудно отрицать, а после январских праздников ему помогает двигаться и сарафанное радио. «Чебурашку» смотрит уже не только таргетная семейная аудитория, но и те, кто заинтересовался феноменом фильма», — говорит Зинякова.
Многие увидели в «Чебурашке» спасителя российского кинопроката, который не только просел из-за ухода голливудских студий, но и до этого страдал от последствий пандемии. Однако по словам главы Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, фильм всего лишь позволил кинотеатрам частично закрыть свои долги, на 15 октября составлявшие 4,6 млрд рублей. «Таких фильмов должно быть десять в год, для того чтобы кинотеатры смогли зарабатывать только на российском кинопрокате. <...> Даже «Чебурашке» с его рекордными сборами в одиночку положение не спасти», – считает Воронков. По расчетам прокатчиков, в 2023 году российские фильмы соберут еще на 10-15% меньше, чем в 2022-м.