«Сейчас все будет дешеветь — офисы, сервисы, таланты. Самое время создать стартап»
Ованнес Авоян, PicsArt — о плюсах кризиса и возвращении офлайна
Основатель PicsArt Ованнес Авоян любит рассказывать, что задумал свой стартап после того, как однажды пришёл домой и застал 10-летнюю дочку в слезах: её рисунки раскритиковали в интернете. В отличие от большинства мобильных приложений, которые фокусировались на iOS, PicsArt начинали разрабатывать под Android, потому что в Ереване, где сидела команда Авояна, чаще пользовались устройствами с этой операционной системой. За счет низкой конкуренции гибрид графического редактора и социальной сети быстро набрал миллионы пользователей в разных странах и привлёк инвестиции от легендарного венчурного фонда Sequoia Capital. Во время пандемии позиции PicsArt тоже подросли: у людей стало больше свободного времени и потребности уходить в творчество от переживаний. Ованнес Авоян рассказал Inc., кто возглавит глобальный рынок соцсетей после Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что нужно предпринять на удалёнке, чтобы команда не выгорала, и почему сейчас самое время начать пилить стартап.
Как сорвать плоды с хороших трендов
— Насколько я знаю, у PicsArt в пандемию всё было хорошо. Она действительно повлияла на ваши результаты?
— Да, эта ситуация сейчас нас действительно подгоняет, она добавила нам рост, которого мы не ожидали, и за счёт неё все наши показатели выросли серьёзно. Например, скажу, что уже в апреле одна из наших критических метрик — количество редактирований на платформе — выросла на 15—20% и мы достигли 1 млрд редактирований. А число активных пользователей в месяц превысило 150 млн (для сравнения, у Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) более 1 млрд активных пользователей в месяц. — Inc.)
Доходы выросли где-то на 5%, а расходы мы снизили примерно на 20% за счёт рекламы. Последние два месяца росли практически полностью за счёт органики, что помогло нам закончить их с плюсом. Мы не планировали делать профит в этом году — планировали больше инвестировать в маркетинг и бренд. Но вот решили приостановить всё немножко.
Сейчас, конечно, выглядит всё хорошо, но кто знает, что будет через 3-5 месяцев, когда экономика будет чувствовать большие последствия произошедшего.
Последние три года мы всегда балансировали на уровне прибыльности, но никогда не были прибыльными. У нас не было задачи сделать прибыльную компанию сейчас, наша программа — это расти и увеличивать market share. Сейчас просто ситуация немножко другая, такого ещё никогда не было, непонятно, что будет дальше. Приходится адаптироваться. Я часто повторяю слова Дарвина, который говорил, что выживают не сильнейшие и умнейшие создания, а те, кто быстро адаптируется.
— Доходы выросли за счёт того, что существующая аудитория стала активнее, или прибавилась новая аудитория?
— И то и другое. Например, обычно аудитория растёт на выходных, когда у людей больше свободного времени, а во время пандемии это выровнялось, потому что будние дни и выходные практически приравнялись друг к другу.
— Когда стало понятно, что глобально в ближайшее время люди будут больше пользоваться разными социальными сервисами, и в том числе вашим, из-за карантина, что вы предприняли?
— У приложения есть интересное свойство: многие люди отмечают, что оно не только помогает редактировать, но и успокаивает. Был даже случай, когда врач прописал PicsArt своему пациенту, чтобы он занимался дома, — у пациента была сильная депрессия. Это было ещё до пандемии. Мы создали такие терапевтические видео о том, как можно получить фан, разрядку и выразиться творчески, когда ты сидишь дома, когда тебе неспокойно.
Второй response более коммерческий. Всё больше малых бизнесов переходят в онлайн — это и рестораны, и маленькие магазинчики, которые стали делать свои сайты и электронные каталоги, создавать больше креатива. Около 30% наших пользователей — просьюмеры, которые создают что-то для работы, бизнеса или учёбы. Эта группа стала активно работать сейчас.
То есть мы находимся в ситуации, когда срываем плоды с двух хороших трендов.
Как поддержать команду, уставшую на удалёнке
— Для вас как предпринимателя что было труднее всего во время пандемии?
— Конечно, беспокойство за наших сотрудников. У нас офисы в разных местах, есть достаточно большой офис в Пекине, и изначально мы не знали, как это повлияет на их здоровье, работу. Мы даже посылали им маски из других офисов.
Потом переход на удалённый режим работы: тоже было непонятно, как это всё будет работать. Переводить работу 600 человек полностью за один-два дня на удалёнку — это очень стрессово. Самый большой офис в Армении пришлось аварийно закрывать практически за день, потому что в здании нашёлся случай заболевания. Приходилось переписывать планы на ходу.
— Как конкретно поменялись процессы из-за перехода на удалёнку?
— Процессы, конечно, существенно поменялись, есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что продуктивность увеличилась сильно, это сказывается на качестве онлайн-митингов и результатов. Но большой минус в том, что люди устают гораздо сильнее. Мы просто закрываем онлайн-митинги на день, заставляем людей брать выходные, выходить из этого режима.
Я по себе могу сказать: у меня обычно начинаются звонки с восьми утра, а заканчиваются иногда в полночь из-за разницы временных поясов, с которыми мы работаем, и к концу дня ты не можешь выговорить ни слова, очень тяжело.
Когда ты в офисе встречаешься и разговариваешь, ты можешь расслабиться немножко, — а когда ты на звонке прямо лицо в лицо, приходится очень активно говорить.
То есть весь процесс разговора очень интенсивный. Хотя и очень плодотворный тоже, я не жалуюсь, это, может быть, даже хорошо. Но просто то, что у нас нет возможности встретиться и неформально поговорить в промежутке, — это, конечно, напрягает.
Мы думаем, если эта ситуация прекратится, создать гибридную модель: более гибкий график, когда сотрудники смогут выбирать, откуда работать. Возврата к старому уже не будет точно. Очень много вещей мы узнали за это время, можно уже написать учебник, как работать онлайн.
— Расскажите ключевые вещи.
— У людей было очень много предрассудков против технологий, и многие считали, особенно в нашей сфере, что возникнут проблемы безопасности, что будет трудно проверять, что все хорошо работают. И внутри команды было очень много скептицизма. Сейчас этого скептицизма нет, люди просто поверили, что это возможно, преодолели какой-то барьер, и нам уже гораздо комфортнее разговаривать даже о полностью удалённом режиме работы.
Самое важное, что я понял, — если делаешь митинги, лучше, когда все в комнате или все на удалёнке.
У нас было очень много митингов, когда часть людей была в комнате, а часть на удалёнке, и это очень-очень неэффективно. Мы поняли, что если хотя бы один человек не может быть в комнате, то лучше, чтобы все были на удалёнке. Потому что когда часть людей в комнате, а часть подключается через интернет, то люди в комнате имеют доминантное присутствие, и люди, которые подключаются через интернет, больше слушают, чем участвуют. От этого эффективность митингов сильно падает.
Ещё мы поняли, как можно делать меньше митингов. От митингов очень сильно устаёшь, особенно от видео. И часть митингов — это чисто синхронизироваться, обменяться информацией. Это легко можно поменять на memo style митинги, когда пишется memo о том, что происходит, на одну-две странички текста, и посылается всем участникам перед митингом, который длится гораздо меньше, чем планировалось, потому что обсуждается конкретный вопрос. Не нужно делать никаких презентаций, не нужно долго рассказывать, о том, что все могут прочитать.